Андрей Румянцев (rumyantsevphoto) wrote,
Андрей Румянцев
rumyantsevphoto

Categories:

"Это не призрак. Это гравитация." Мое мнение о фильме "Интерстеллар".

"Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы,
Пусть тлеет бесконечность в яростном закате.
Пылает гнев на то, как гаснет смертный мир.
Пусть мудрецы твердят, что прав лишь тьмы покой
И не разжечь уж тлеющий костер,
Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы.
Пылает гнев на то, как гаснет смертный мир..."

© Дилан Томас (Dylan Thomas,1951).

На сегодняшний день о фильме «Интерстеллар» Кристофера Нолана, наверное, не высказался только ленивый. Интернет-лента пестрит всевозможными рецензиями на него, как от профессиональных кинокритиков и ученых, так и от обычных любителей качественного кино. Я никогда не писал какие-либо рецензии, особенно в своем блоге, но, после недавнего просмотра данного фильма в IMAX, все-таки хочется высказать свои впечатления от него.

05

Итак, это прежде всего фантастика — один из моих любимейших жанров кинематографа. Еще с самого детства я, наверное, как и многие советские дети, мечтал стать космонавтом и зачитывался книгами Роберта Хайнлайна, Айзека Азимова, Алексея Толстого, Александра Беляева, Клиффорда Саймака, Герберта Уэлса и др. Особенно я обожал миры Роберта Шекли и Рэя Бредбэри, Кира Булычева и Эдгара Райса Берроуза. Хотя последние два автора, все же, наверное, больше относятся к поджанру приключенческой авантюрной фантастики.

В школе моим самым любимым предметом была Астрономия. Меня всегда привлекало устройство нашей Вселенной... различные планеты и галактики, белые карлики, нейтронные звезды и черные дыры... Сегодня, в век развития науки и компьютерных технологий, на телеканалах Discovery Science, BBC и Nasa-TV, один за другим, выходят научно-познавательные фильмы и передачи про устройство Вселенной, новейшие научные открытия и освоение космоса. Мы также можем наблюдать в режиме «онлайн» трансляции с камер околоземных станций и запуск космических аппаратов.

Первым документальным фильмом, построенным на высококачественной компьютерной графике, который меня поразил в самое сердце, стал «Путешествие на край Вселенной». Фильм настолько грамотно и, в тоже время, легко сделан, что его смело можно смотреть всей семьей, без боязни, что кто-то что-то не поймет или станет скучно.

Следующий фильм, вышедший на экранах современных кинотеатров в формате «3D» и произведший на меня сильное впечатление, стала недавняя картина Альфонсо Куарона — «Гравитация» с Сандрой Буллок и Джорджем Клуни в главных ролях. Потрясающе реалистичные виды космоса и Земли с орбиты, под великолепный саундтрек, заставляют смотреть его с широко открытыми глазами... Несмотря на, относительно слабенький, художественный сюжет, именно «космические» съемки позволили фильму заработать высокий рейтинг.

04

А потом на экраны вышел масштабный «Интерстеллар» (рус. «межзвездный»), оставивший позади все остальные фильмы, вместе взятые, и полностью перевернувший мое сознание. Кроме того фильм мощно поднял, итак уже довольно высокую, планку современного кинематографа.

Как и любой фильм, его можно разобрать на несколько составляющих: сюжет, игру актеров, графику и музыкальное сопровождение. Я не ставил себе цель написать огромную рецензию на каждый момент фильма, поэтому буду, по возможности, краток.

Итак, сюжет... Действие картины разворачивается в недалеком будущем, во времена глобальной продовольственной проблемы, болезней зерновых культур и изменения атмосферы Земли. Человечеству предстоит сделать выбор: или погибнуть на Земле, или найти и переселиться на пригодную для жизни планету. Но, найдется ли такая планета за пределами нашей галактики? А самое главное, как до нее долететь и успеют ли исследователи-первооткрыватели слетать и вернуться назад с информацией? Путь только один — постараться пройти сквозь «кротовую нору» или «червоточину», соединяющую пространство и время и являющейся своеобразным коридором времени... Но, что ждет на ее другом конце?

03

Уже сам этот факт отсылает зрителя, далекого от космической темы, к различным гипотетическим величинам астрофизики, но сделано это настолько мастерски и понятно, что вопросов у зрителя возникнуть не должно. Тут стоит сказать, что весь сценарий фильма основан на научных работах физика-теоретика Кипа Торна (Kip Thorne) и имеет максимальную правдивость, насколько смогли это смоделировать визуальные эффекты, работы команды Пола Дж. Франклина. Кипу Торну в этом плане вообще повезло. Перевести теоретические данные в компьютерную модель стоит огромных денег и прочих затрат, а тут такая удача. На обработку некоторых отдельных кадров уходило по 100 часов. Весь объем данных программы по компьютерной графике составил 800 терабайт. Благодаря «Интерстеллару» Кип Торн даже написал новую научную работу в области астрофизики.

07

Тем не менее, «Интерстеллар», с самого начала, задумывался именно, как художественный фильм для массового зрителя. А, как известно, снять научную фантастику, чтобы всем было интересно и не скучно, довольно сложно. Кристоферу Нолану это удалось на 100%. На экраны фильм вышел с хронометражом в три часа, из которых первый час отпущен только на вступление и знакомство с главными героями. Причем Кристофер, специально, свел, практически на нет, любовную тему, что вполне объяснимо. Фильм серьезный и драматический, поэтому всякие любовные сюси-пуси тут не совсем уместны.

Актерский состав для фильма был подобран просто идеально. Каждый актер выложился по максимуму и заслуживает отдельной похвалы. Но, конечно, больше всего мне хочется отметить главную роль Купера, в исполнении Мэттью МакКонахи (Matthew McConaughey). На протяжении всех трех часов ты вживаешься в его роль и переживаешь каждый шаг вместе с ним... Эмоции на экране выглядят настолько сильными и реальными, что в некоторых моментах даже хочется пустить слезу.

Также я в огромном восторге от актерской игры Маккензи Фой (Mackenzie Foy). Эта, удивительно обаятельная, 14-ти летняя девочка, играющая дочь Купера — Мёрф, по эмоциям, ни капли не уступает самому Мэттью МакКонахи. В ее роль тоже очень сильно вживаешься, вплоть до того, что переживаешь за ее каждый шаг и, непроизвольно, начинаешь ей что-то подсказывать или, наоборот, размышлять, а как бы поступил ты на ее месте?..

08

Теперь о музыке. Потрясающий саундтрек работы Ханса Циммера удивительно атмосферен и эмоционален. В отличие от большинства фильмов, где музыка является просто качественным фоном под картинку, здесь она проникает в самую глубь души и сердца, помогая полностью объединить собственные эмоциями с эмоциями героев на экране. Когда же в полной темноте на огромном экране IMAX, под соответствующее музыкальное сопровождение, идет картинка космоса, ты просто растворяешься в пространстве и подсознательно понимаешь, что человек не более, чем атом перед величием космоса.

Теперь пришло время коснуться космической тематики и взглянуть на то, что же собственно мы видим на экране вне художественной оболочки фильма?

Ключевыми темами, с научной точки зрения, в фильме являются: гравитация, время, пятое измерение, черная дыра и астрофизический термин «горизонт событий».

Начнем с времени. Я не буду загружать читателя сложными физическими терминами и формулами, скажу лишь, что существует Теория относительности, которая предполагает, что время в космосе течет совсем не так, как мы привыкли к нему на Земле, с нашими сутками в 24 часа. Другими словами, согласно теории, человек, летящий в космическом корабле, состарится медленнее, чем его сверстник, находящийся на Земле. Тут стоит сделать оговорку. Считается, что время — это все же неизменная величина, относительно нахождения человека в любой точке Вселенной, но имеет значение скорость, с которой вы движетесь. Если космический корабль будет лететь со скоростью, превышающей скорость света, то время на нем действительно потечет медленней по отношению ко времени на Земле. Сами же космонавты разницы не заметят – ведь в их системе отсчета все стабильно: время и пространство текут с прежней скоростью.

02

Конечно, в фильме данная теория представлена лишь поверхностно с долей определенного вымысла в плане скорости течения времени на других планетах, по отношению к Земле. Но, во-первых, не стоит забывать, что фильм все-таки художественный для массового зрителя, а, во-вторых, у человечества пока нет ответа на то, как же течет время на планетах на другом «конце» Вселенной. Поэтому даже такой вымысел вполне может оказаться реальностью...

Теперь, что касается гравитации, являющейся главной научной темой «Интерстеллара». Согласно закону всемирного тяготения Ньютона, гравитация — это сила притяжения, величина которой прямо пропорциональна массам взаимодействующих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Другими словами, гравитация — это одна из фундаментальных сил, которая управляет всеми, без исключения, телами во Вселенной. Она держит нас на 3емле, определяет орбиты планет, обеспечивает устойчивость Солнечной системы. Именно она играет главную роль при взаимодействии звезд и галактик.

06

Уже позже, Эйнштейн предложил принципиально новую теорию тяготения, устанавливающую тесную связь между временем, пространством и распределением массы. Согласно той же теории относительности Эйнштейна, пространство и время - это формы существования материи. Исчезнет материя - исчезнут пространство и время. Масса изменяет геометрию пространства своей гравитацией. Геометрия пространства, ее изменение со временем, а также скорость течения самого времени зависят от распределения и движения материи в пространстве, которые в свою очередь зависят от его геометрии. Таким образом, геометрия пространства указывает материи, какие свойства она должна иметь, а материя указывает пространству-времени, как оно должно быть искривлено.

09

В «Интерстелларе» тема гравитации и пространства-времени тесно переплетена с художественным сюжетом фильма и завязана на теоретическое пятое измерение, согласно теории, находясь в котором, человек сможет смотреть на какие-либо события и вещи, как снаружи их, так и изнутри одновременно. Также пятое измерение может «пролить свет» на то, что в нашем обычном 3х-мерном мире человек привык называть потусторонним миром и призраками.

Еще одним важным сюжетным объектом в фильме, имеющим прямое научное отношение к гравитации, является черная дыра. «Интерстеллар» довольно аккуратно подводит непосвященного зрителя к природе возникновения этого объекта, а также, чтобы окончательно «добить» зрителя, добавляет к сюжету фильма еще один астрофизический термин — «горизонт событий», по-сути представляющий собой область в пространстве-времени вокруг черной дыры, невидимую для внешнего наблюдателя и из которой невозможно вырваться. Любой объект попавший в ту область будет неизбежно затянут внутрь черной дыры, бесконечная глубина которой скрыта за самим понятием «горизонта».

01

Не буду раскрывать подробностей сюжета для тех, кто еще не видел фильм, скажу лишь, напоследок, что сам фильм призван показать простому человеку всю мощь космоса, законы, действующие внутри пространства-времени и наше место в нем. И с этим он справляется мастерски. Подозреваю, что у многих людей, после его просмотра, возникнет большое желание побольше ознакомиться с черными дырами, квантовой гравитацией, сингулярностью, теорией относительности и пятым измерением.


Tags: 2014, dylan thomas, imax, interstellar, kip thorn, mackenzie foy, matthew mcconaughey, Дилан Томас, Интерстеллар, Кип Торн, Кристофер Нолан, Маккензи Фой, Мэттью МакКонахи, Ханс Циммер, вселенная, горизонт событий, гравитация, кино, космос, отзыв, рецензия, фантастика, черная дыра
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

promo rumyantsevphoto декабрь 22, 14:27 3
Buy for 500 tokens
Сегодня у меня общий обзор 14-го пресс-тура для представителей российских СМИ в братскую Республику Беларусь, для тех, кто ещё не успел подписаться на мой Telegram канал или, в силу каких-то причин, не следил за ежедневными публикациями в Instagram, Facebook и др. соцсетях. И прежде чем…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments