?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Честно говоря, этот мост интересовал меня с детства. Будучи еще школьником, наверное, как и все любознательные мальчишки, я любил бродить по всевозможным фортам, бастионам и прочим укреплениям бывшего Кёнигсберга. Доводилось мне бывать и на Берлинском мосту. Помню, близкие сердцу, летние солнечные деньки, когда, с товарищами по двору, я грелся на тёплых плитах "Берлинки", наблюдал за разлившейся рекой и думал о чем-то своем… мальчишечьем. Это было настоящее счастье…

Берлинский мост

Конечно, благодаря СМИ, я знал о нынешней реконструкции моста, но как-то не придавал этому особого значения… Бывшие мальчишки выросли, а современная суетная жизнь вносит свои коррективы в распорядок дней и недель. Утонув в океане житейских проблем, мы часто забываем о чем-то, что было когда-то для нас близко и дорого…

Так продолжалось и до недавнего момента, пока в Калининградской Правде – главной газете региона, не вышла статья "Уходящая натура" о Берлинском мосте. В ней рассказывалось, что старый мост, который мы помним с детства, скоро прекратит свое существование, а точнее он будет реконструирован до современного новенького шестиполосного моста через Преголю…

Берлинский мост

Это был словно удар "под дых". Медлить и откладывать что-то на потом, было нельзя. Поэтому, в один из дней, я взял камеру и, с другом Сергеем, поехал на "Берлинку", чтобы запечатлеть на долгую память любимый мост, и себя на его фоне.

Добраться до моста, находящегося на юго-восточной окраине Калининграда, проще всего на маршрутке № 74, идущей в поселок Борисово. К слову, это, пока, единственный транспорт, чей маршрут проходит непосредственно через мост.

Берлинский мост

Попросив водителя тормознуть перед мостом, я вышел из маршрутки и огляделся. Строительство отдельной очереди будущего большого моста шло в самом разгаре. Проход на берег реки к, известной и любимой всеми фотографами, панорамной точке съемки, был перегорожен строительным забором, за которым сновали рабочие, гремела техника, недружелюбно лаяли собаки. Так как фотосъемка вне строительной зоны не имела никакого смысла, я решил перебраться на другую оконечность моста и попытаться сфотографировать его с другого берега реки.

Так как нынешний действующий двухполосный мост не предназначен для хождения пешеходов, я дождался очередной маршрутки и сошел на другой стороне реки. К слову, некоторые люди все же пересекают этот мост пешком, но подвергают свою жизнь определенной опасности, рискуя быть сбитыми автотранспортом.

На другом берегу реки надежда на хорошую точку съемки также быстро улетучилась, как и возникла. С этой стороны все подходы к мосту были также перекрыты развернувшейся стройкой. Повсюду висели таблички "Проход запрещен", "Опасная зона", "Осторожно, строительство", но нужно было что-то предпринимать…

Берлинский мост

Выход был один – попытаться попасть непосредственно на территорию стройки. Расчехлив фотокамеру, я направился к КПП, откуда нас отправили уже прямиком к начальству.

Начальник строительного участка, представившийся Игорем, оказался замечательным человеком. Я рассказал о себе, своем блоге и своих целях, после чего мы довольно тепло пообщались, обсудили прошлое, настоящее и будущее моста. Игорь рассказал о своей дружной и профессиональной команде, особенностях возведения различных мостов по области, а также об этапах нынешнего строительства Берлинского моста.

Получив разрешение на фотосъемку, мы попрощались и отправились в самый центр развернувшейся стройки, чтобы в последний раз полюбоваться и запечатлеть на долгую память старый и такой родной Берлинский мост…

Настоящее название моста – Пальмбургский (нем. Palmburger Brücke), а Берлинским его начали неофициально называть в советское время по одноименному названию недостроенного автобана Берлин – Кёнигсберг. С тех пор "народное" название прочно приросло к мосту, а старое уже практически не используется даже в официальных документах.

Берлинский мост

Почему же мост был назван Пальмбургским? Дело в том, что неподалеку находился поселок Palmburg (совр. пос. Прибрежное), который, в свою очередь, получил название благодаря небольшому сельскохозяйственному имению, специализирующееся на выращивании различных редких цветов, пальм и прочих экзотических растений.

Бетонный 633-метровый красавец-мост, парящий над широкой поймой Прегеля и ее двумя рукавами, был построен в 1938 году и являл собой чудо инженерной мысли. На опорах моста, стоящих по берегам рукавов Прегеля были сделаны специальные удлиненные пролётные строения, на которых размещались специальные вставки - русловые пролёты. То есть, по сути, мост представлял собой сборно-разборную конструкцию, которую можно было быстро "разобрать" в случае военной угрозы.

Берлинский мост

Это и произошло в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда комендант крепости Кёнигсберг генерал Отто Ляш отдал приказ взорвать Пальмбургский мост. В опорах моста, по обеим сторонам рукавов реки, были предусмотрены специальные ниши под определенное количество взрывчатки. По задумке, взрывы должны были нарушить конструктивное равновесие моста, в результате которого русловые пролеты должны были упасть в реку. Расчеты оказались верными, и Пальмбургский мост превратился в аналог питерских разводных мостов, застывший на добрые 67 лет.

Берлинский мост

Берлинский мост

После войны берега Старой и Новой Преголи соединили временными деревянными мостами, а в 60-х годах, советским инженерам все же удалось восстановить одну часть (две полосы) взорванного моста, тем самым вернув ему транспортную функцию. Остальную часть моста было решено не восстанавливать…

Берлинский мост

Берлинский мост

Долгие годы ходили слухи, что оставшиеся две полосы не были восстановлены из-за сложности разминирования отдельных секций моста. Также существовала версия, породившая городскую легенду, что мост был изначально разводным и имел очень сложный механизм, с которым наши инженеры не смогли справиться. На самом же деле все объяснялось куда проще. Дело в том, что в то время движение через мост было очень и очень незначительным, и нужды в четырех полосах движения не было никакой, чего нельзя сказать про сегодняшний день…

Берлинский мост

Берлинский мост

Война закончилась, а Берлинскому мосту суждено было стать знаменитым. Взорванный мост превратился в великолепную натуру для многих послевоенных фильмов, ставших уже классикой советского кино. Именно благодаря кинематографу, полюбоваться Пальмбургским мостом с экранов телевизоров и кинотеатров смогли миллионы жителей СССР.

Берлинский мост

Открывает этот список, знаменитая картина 1949 года, режиссера Григория Александрова – "Встреча на Эльбе". Роль американской разведчицы Джанет Шервуд в этом фильме исполнила несравненная Любовь Орлова. Реку Эльбу с успехом заменил бывший кёнигсбергский Прегель, а сам мост послужил великолепным фоном для большинства ключевых сцен фильма.

Берлинский мост

Затем последовали картины: Мир входящему (1961), Помни, Каспар! (1964), Игра без правил (1965), Весна на Одере (1967), Женя, Женечка и катюша (1967), "Циклон" начнётся ночью (1967), Щит и меч (1968), На пути в Берлин (1969) и другие. Режиссеры, все как один, просто не могли устоять перед Пальмбургским мостом – мрачным величием минувшей войны, каменной скалой застывшим над мирной гладью Преголи.

Берлинский мост

Берлинский мост

Вопрос о реконструкции Берлинского моста поднимался неоднократно еще с начала 90-х годов. Но, выделенные деньги куда-то пропадали, а бумаги терялись в кабинетах различных чиновников… И вот, в конце 2010 года, в рамках федеральной программы строительства Южного обхода Калининграда, необходимые средства нашлись. Конкурс выиграла, уже хорошо известная в нашем регионе, московская компания ООО "Спецмост". Работу оценили в 4 миллиарда 600 миллионов рублей.

Берлинский мост

По рассказу Игоря, работы по возведению нового трёхполосного Берлинского моста должны закончиться в следующем году, после чего по нему откроется движение, а строители займутся демонтажом старого моста и строительством 2-й очереди, которое планируется завершить в августе 2014 года. В результате город получит сразу два новеньких моста.

Общее количество полос для движения составит шесть штук. Длина моста (включая подходы) составит 1 километр 785,4 метра, ширина каждой полосы – 3,75 метра. Расчетная скорость движения – 120 километров в час. Проект также предусматривает и создание пешеходных тротуаров.

Предполагается, что с появлением нового современного моста, город решит сразу несколько задач. Это обеспечение благоприятных условий по грузопотоку из Европы, увеличение пропускной способности трассы в рамках малого приграничного сотрудничества нашего региона с Польшей, а также подготовка к предстоящему Чемпионату мира по футболу - 2018, отдельные матчи которого, скорее всего, пройдут в нашем городе.

Основной объем работы по возведению первой очереди нового моста сейчас ведется на небольшом островке между Старой и Новой Преголей. Раньше на этот болотистый островок можно было попасть разве что вплавь, теперь же туда ведет, искусственно возведенная, временная переправа, по которой мы, в сопровождении огромной сторожевой собаки, и направились на островок.

Берлинский мост

Берлинский мост

С переправы открывается панорамный вид на заснеженную гладь Преголи и небольшой завод на другом берегу, с которого, по словам Игоря, на стройку доставляется бетон и песок.

Берлинский мост

Берлинский мост

По обеим берегам реки мы видим инженерные сооружения – кессоны, в которых идет активная установка стальных ростверков и сетчатого каркаса фундамента будущих опор моста. К слову, многие опоры уже выстроены, а несколько готовы на уровне свай. Всего же планируется возвести 22 опоры.

Берлинский мост

Берлинский мост

Берлинский мост

По всей стройке активно снуют рабочие, никто не сидит без дела – работы хватает на всех. Чтобы уложиться в установленные сроки, работа на мосту, силами компании "Спецмост", ведется без выходных в две смены.

Берлинский мост

Берлинский мост

Стараясь не мешать, мы сфотографировались на фоне старого моста на память, и затем направились к левому рукаву Преголи, откуда открывался самый красивый вид на Берлинский мост.

Берлинский мост

Берлинский мост

Берлинский мост

Увы, сфотографировать мост так, чтобы в кадр не попала строительная техника и отдельные участки стройки уже не представляется возможным. Радует только то, что пока еще есть возможность сфотографировать мост хотя бы так, ведь пройдет совсем немного времени и новые конструкции окончательно заслонят печальный и величественный памятник минувшей эпохи.

Берлинский мост

Берлинский мост

Берлинский мост

Задранные к небу мостовые пролеты являются еще и "летописной книгой" нашей области. Каких тут только надписей не оставляли. Это и любовные признания, и пожелания кому-либо, различные имена и клички, наименования воинских подразделений, городов и т.д. Некоторые из сохранившихся надписей датированы 60-80-ми годами, но большая часть посланий оставлена в памятные 90-е. Одно время мост был очень популярным объектом у десантников и прочих военных, так как являлся финальным аккордом празднования дембелей и Дня ВМФ.

Берлинский мост

Так как наша экскурсия выпала на зимний период, к сожалению, большая часть надписей на пролётах разрушенного моста оказалась под слоем снега, поэтому сфотографировать их не удалось, но желающие могут увидеть их на многочисленных фотографиях Берлинского моста в сети Интернет.

Открытая пойма реки Преголя дает широкий простор ледяным балтийским ветрам, поэтому вскоре мы начали понемногу замерзать и надо было двигаться обратно. Окинув прощальным взглядом Берлинский мост еще раз, мы направились к выходу со стройучастка.

Берлинский мост

Берлинский мост

Берлинский мост

Печально, что такой интересный туристический и исторический объект не интересен нашим властям. Я думаю, можно было найти решение, как возвести новый мост, сохранив при этом старый… В той же Германии, наверное бы, так и поступили, превратив мост в живописную туристическую изюминку. Однако, как показывает практика, история края не особо интересна нашим властям, на первое место все чаще выходят деньги… Увы…

Берлинский мост



Subscribe to  rumyantsevphoto
promo rumyantsevphoto september 13, 2015 18:46 71
Buy for 10 tokens
В Норвегии – стране своей мечты, я пробыл всего три дня… Достаточно ли этих дней, чтобы получить, хотя бы минимальное представление о стране, ее культуре, людях, кухне? Конечно же, нет. Но, я все же попытаюсь дать оценку Норвегии, поделиться своими впечатлениями, а также дать ряд советов людям,…

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
livejournal
Mar. 19th, 2012 08:07 am (UTC)
Берлинский мост. Соединяя берега и время…
User alexpetsch referenced to your post from Берлинский мост. Соединяя берега и время… saying: [...] Оригинал взят у в Берлинский мост. Соединяя берега и время… [...]
antenario
Mar. 19th, 2012 08:21 am (UTC)
Хороший репортаж для истории :) Каждый день езжу по этому мосту с работы и наблюдаю за строительством нового :)
Правда в этот раз я с тобой не соглашусь по поводу того, что старый мост красивый. Обычная индустриальная постройка, которую не имеет смысла сохранять.
Давно пора просто заменить его на новый – более функциональный, современный и безопасный. Хотелось бы, чтобы он получился ещё и красивым, но уверена, что об этом при проектировании думали в последнюю очередь.
rumyantsevphoto
Mar. 19th, 2012 08:35 am (UTC)
Спасибо! Как там сейчас ситуация, много уже построили?

Насчет красивости моста, тут, как говорится, у всех взгяды разные. Кто-то в архитектурном мировом шедевре не видит ничего интересного, а кто-то впечатлен старым сараем. Возможно сейчас он не так красив, возможно взгляд на мост не с той стороны, но летом эта картина намного красочнее... широкие зеленые берега Преголи, бело-синяя гладь воды и нежно-голубое небо с облаками... а старый мост - именно та изюминка в этом пейзаже.

Как я писал, можно было поступить, как во многих странах Европы... в той же Германии... сохранить старый для туристов и возвести новый - современный рядом... но.. мы живем в России.
(no subject) - antenario - Mar. 19th, 2012 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Mar. 19th, 2012 09:02 am (UTC) - Expand
d_scal
Mar. 19th, 2012 08:21 am (UTC)
Спасибо за интересный репортаж - сделаю кросс-пост у себя. По поводу интереса властей к потенциальным туристическим объектам - увы, такое впечатление, что это действительно так - быстрые деньги явно имеют приоритет.
rumyantsevphoto
Mar. 19th, 2012 08:42 am (UTC)
Пожалуйста! Увы... но в той же архитектуре современных зданий... построить убогую коробку из плит намного дешевле и быстрее, чем выстроить архитектурного красавца из кирпича с различным декором, башенками и т.п.
livejournal
Mar. 19th, 2012 08:22 am (UTC)
Берлинский мост. Соединяя берега и время…
User d_scal referenced to your post from Берлинский мост. Соединяя берега и время… saying: [...] Оригинал взят у в Берлинский мост. Соединяя берега и время… [...]
cr2
Mar. 19th, 2012 08:23 am (UTC)
Интересный пост. С одной стороны жалко, немецкого в Кениге не так уж и много осталось, скажем прямо, по сравнению с тем, что было до войны.
С другой стороны - пусть он уж приносит пользу.
rumyantsevphoto
Mar. 19th, 2012 09:01 am (UTC)
А немецкие туристы так любили заказывать экскурсии на катере к этому мосту...
tina_luchina
Mar. 19th, 2012 08:36 am (UTC)
Как здорово! Хорошие люди вам встретились.
Жаль, конечно что из нашей действительности уходит частичка прошлого, но и зацикливаться на прошлом тоже нельзя:)
rumyantsevphoto
Mar. 19th, 2012 09:01 am (UTC)
Да... сейчас на большинстве объектов мало того, что не пустят, так еще в след чем-нибудь кинут ))))
(no subject) - tina_luchina - Mar. 19th, 2012 09:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Mar. 19th, 2012 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - tina_luchina - Mar. 19th, 2012 09:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Mar. 19th, 2012 10:17 am (UTC) - Expand
mebius777
Mar. 19th, 2012 08:40 am (UTC)
Отличная тема!
Я ссылку в теме на форуме повешу?
rumyantsevphoto
Mar. 19th, 2012 08:53 am (UTC)
Спасибо! А я вроде там уже кинул. Или где еще?

http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=35&t=2294&sid=c9fc5176061393bfc7dd1e69fbda2378
(no subject) - mebius777 - Mar. 19th, 2012 08:58 am (UTC) - Expand
travelodessa
Mar. 19th, 2012 09:09 am (UTC)
Очень душевный пост получился! Спасибо огромное за проделанный труд, мне было очень интересно. Настолько проникся, что самому стало до боли обидно за уход такого памятника эпохи. Остались ли еще следы 1945 года у вас?
rumyantsevphoto
Mar. 19th, 2012 10:16 am (UTC)
Спасибо. В городе все меньше и меньше следов штурма и обороны Кёнигсберга 1945 г. Недавно под новую развязку снесли немецкое уникальное газовое убежище.... Остались разве что форты со следами боев и различные объекты по области... противотанковые столбы, огневые точки, бункеры... еще заросли не все окопы, воронки и ямы под зенитные орудия...
alexcheban
Mar. 19th, 2012 11:36 am (UTC)
Очень крутой пост и история!
Люблю такие старые снимки, очень фотогенично смотрится старые взорваный пролет, сталкерское место...
rumyantsevphoto
Mar. 19th, 2012 11:49 am (UTC)
Да... место очень атмосферное... там когда ходить, сразу создается какой-то особенный настрой... особенно когда живо представляешь все минувшие события.

Да и панорама летом открывается с моста замечательная в любую сторону, а также мост потрясающе смотрится на закате солнца.
von_insterburg
Mar. 19th, 2012 11:55 am (UTC)
Прочитал с интересом, хороший репортаж. За более чем 10 лет калининградских похождений ни разу не видел моста. Теперь вряд ли увижу.
rumyantsevphoto
Mar. 19th, 2012 12:01 pm (UTC)
Ну ты даешь... честно говоря, очень сильно удивил.
(no subject) - von_insterburg - Mar. 19th, 2012 12:03 pm (UTC) - Expand
renatar
Mar. 19th, 2012 04:44 pm (UTC)
Немного не поняла - будут этот мост сносить или реконструировать?
rumyantsevphoto
Mar. 19th, 2012 06:04 pm (UTC)
Действующую часть старого моста реконструируют, плюс построят параллельно новый мост, а вот исторические разрушенные взрывами части, увы, все-таки снесут... об этом стало известно буквально на днях.
ren_ar
Mar. 19th, 2012 06:21 pm (UTC)
Репортаж отличный, как всегда!
Правда тоже по ходу повествования не совсем понял насчет сохранения моста. Ты пишешь: "Предполагается, что с появлением нового и отреставрированного старого мостов...", и в тоже время "Я думаю, можно было найти решение, как возвести новый мост, сохранив при этом старый…". И как-то не совсем ясно что же будет с мостом.
Вообще я смотрел новости по ТВ, так там, насколько я понял, говорили о том, что старый мост будет демонтирован, так как, мол, не представляет никакой ценности, ни инженерной, ни культурной, ни исторической...
rumyantsevphoto
Mar. 19th, 2012 06:51 pm (UTC)
А непонятки возникают из-за количества полос и из-за того, что до последнего момента было не ясно, что сделать с разрушенным мостом... восстановить или демонтировать:

1. Старый действующий (2 полосы) - отреставрируют во-вторую очередь
2. Старый разрушенный (2 полосы) - демонтируют разрушенные части и выстроят заново (3-я очередь).
3. Новый строящийся мост (2 полосы) - построят и запустят в первую очередь.
(no subject) - ren_ar - Mar. 19th, 2012 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Mar. 19th, 2012 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ren_ar - Mar. 19th, 2012 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Mar. 19th, 2012 07:54 pm (UTC) - Expand
anton_klyushev
Mar. 20th, 2012 08:20 pm (UTC)
Ну и холодище там у вас!
А репортаж отличный. Хорошо бы сохранить старый мост. Перечень фильмов, где его засняли, уж больно впечатляет. Теперь я вспомнил, что-то такое знакомое где-то мелькнуло в одном из советских фильмов.
rumyantsevphoto
Mar. 20th, 2012 10:29 pm (UTC)
Спасибо, Антон! Сейчас снега уже нет.. зато на улице мерзко и мокро.. сильный ветер, дождь, грязь... и холодно.
allworld4us
Mar. 23rd, 2012 08:22 pm (UTC)
Спасибо за очередную, такую интересную историю!
Все-таки непонятно, почему нельзя было построить новый мост в 100 метрах рядом и оставить в покое старый, как памятник истории..? (вопрос риторический, конечно).
rumyantsevphoto
Mar. 29th, 2012 08:00 pm (UTC)
Подписываюсь под каждым словом
pamsik
Apr. 3rd, 2012 09:34 am (UTC)
Андрей, какой ты молодец! Для обывателя это всего лишь мост и мост...
А какая у него история.. Даже если (к тому же и твоя личная...
Как хорошо, что ты поехал и подарил нам эти кадры.
Спасибо).
rumyantsevphoto
Apr. 3rd, 2012 11:25 am (UTC)
Спасибо! Полностью согласен, не каждому человеку какой-либо камень откроет "душу" и расскажет свое прошлое.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 45 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com