?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Четыре года назад на страницах своего блога я уже подробно рассказывал о нашем калининградском "Храброво" – самом западном аэропорте страны. И вот пришло время рассказать о самом западном военном аэродроме России – Чкаловске. Хотя, если быть точнее, чуть более западнее, ближе к побережью Балтийского моря, расположена ещё 396-я ОКПЛВЭ (отдельная корабельная противолодочная вертолётная эскадрилья на Ка-27ПЛ и Ка-27ПС) авиации БФ в поселке Донское под Калининградом, одной из важнейших задач которой является не только разведка и поиск подводных лодок, но и оказание помощи терпящим бедствие на море. Но, что касается военных самолетов, аэродром Чкаловск морской авиации БФ – самый западный в стране.

MIK94829.jpg

Посетить военный аэродром "Чкаловск" мне посчастливилось во-второй раз в жизни, 19.10.2019 г., благодаря Дню открытых дверей в честь празднования 80-летия образования 689-го гвардейского Сандомирского ордена Александра Невского, истребительного авиационного полка имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина. Последний раз подобное мероприятие проводилось на аэродроме 19 июля 2008 года в рамках празднования Дня авиации ВМФ.

02.

MIK94505.jpg

О самом празднике я расскажу подробнее чуть позже, а пока хочется немножко пройтись по истории некоторых военных аэродромов нашей области, пускай и слегка грустной…

Давным-давно, ещё во времена, когда я был подростком, а калининградский микрорайон "Сельма" только начинал строиться, моим любимым занятием было наблюдение за военными самолетами. Из окон квартиры на 8м этаже можно было целыми днями наблюдать в бинокль за посадкой истребителей на аэродром "Чкаловск". Наверное, именно тогда зародилась моя любовь к авиации и авиационному споттингу. А в 1996 году аэродром устроил День открытых дверей и военно-воздушный праздник для всех желающих. Это событие настолько меня впечатлило, что тот день до сих пор ярко сохранился в моей памяти.

03.

MIK94534.jpg

В те времена я не знал, что спустя два года, в 1998 году, аэродром "Чкаловск" будет выведен из эксплуатации и начнется его планомерное разграбление и запустение… Так же я не знал, что под Калининградом существовал еще и второй военный аэродром – "Северный" (Нивенское), бывший немецкий аэродром Люфтваффе – Йесау (нем. Jesau), на котором в 30е - 40е годы базировались тяжелые стратегические истребители и истребители-перехватчики Мессершмитт. В 90е годы, по техническому состоянию и инфраструктуре, данный аэродром считался лучшим в Калининградской области.

04.

MIK94478.jpg

С аэродромом "Северный" я познакомился впервые только в 2012 году, когда и узнал его печальную историю, о которой уже ранее рассказывал в блоге. Так как его история также напрямую связана с аэродромом "Чкаловск" и 689-м ГвИАП, вкратце перескажу ее еще раз.

Как я писал ранее, после полного послевоенного восстановления инфраструктуры аэродрома Йесау / Северный, с октября 1952 года, на нем стал базировался легендарный 689-й гвардейский Сандомирский ордена Александра Невского, истребительный авиационный полк имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина или просто 689 ГвИАП.

05.

MIK94839.jpg

В апреле 1978 года на аэродром из Владимира был передислоцирован ещё и 288-й отдельный вертолётный полк, перешедший в подчинение легендарной 11-й Гвардейской Армии СВ Краснознаменного Прибалтийского ВО.

А уже с 1989 года 689-й истребительный авиационный полк начал летать на самолетах четвертого поколения Су-27. Ничто не предвещало беды, но, начавшиеся в 2000-х годах, реформы Министерства обороны, следом за Чкаловским аэродромом начали уничтожать полк и аэродром в Нивенском, во многом благодаря безответственным действиям командующего Балтийским флотом Владимира Валуева.

06.

MIK94535.jpg

07.

MIK94841.jpg

Сначала, в 2001 году, полноценный полк решили сократить и преобразовать в 143-ю истребительную авиационную эскадрилью... Затем, летом 2002 года, 288-й вертолётный полк, состоящий из вертолетов Ми-8 и Ми-24, был переформирован в 125-ю отдельную вертолетную эскадрилью ВВС и ПВО Балтийского флота, которая затем была перебазирована на разрушающийся аэродром "Чкаловск", называемый летчиками "танковым полигоном". Следом за вертолетами, в состав морской авиации БФ вошли и истребители Су-27, также перебазированные на Чкаловский аэродром.

08.

MIK94485.jpg

Полеты на аэродроме Северный прекратились, а всё ценное аэродромное оборудование было вывезено. Что не успели вывезти – было расхищено. Оставшиеся "без хозяина", здания аэродромной инфраструктуры быстро пришли в аварийное состояние. А в скором времени МО и губернатором области Николаем Цукановым было принято уже окончательное решение о демонтаже аэродрома.

09.

MIK94509.jpg

На фоне уничтожения аэродрома Йесау / Северный с отличной ВПП, полноценным жилым гарнизоном в непосредственной близости от аэродрома, командование заявляет о желании модернизировать полуразрушенный военный аэродром "Чкаловск" с аварийной ВПП, особенно после повреждения президентского Ил-96 при посадке в Чкаловске во время визита Путина в Калининградскую область летом 2003 года.

10. Стартовый командный пункт (СКП).

MIK94909.jpg

Разговоры продлились до конца 2011 года, а осенью 2012 г. "Чкаловск" был закрыт уже полностью. Реконструкцию ВПП планировалось осуществить в сжатые сроки до конца 2013 года.

11.

MIK95227.jpg

Однако, в конце 2013 года, реконструкция аэродрома не закончилась, а, наоборот, только началась. Вся имеющаяся там авиация была временно перебазирована на военный аэродром штурмовой авиационной эскадрильи под г. Черняховск, Калининградской области, являющийся базой для Су-24М.

12.

MIK94484.jpg

На первом этапе были проведены дренажные работы, восстановлены линии электропередачи и система радионавигации, заменено покрытие ВПП и выполнено ее удлинение до 3500 м, а также построены рулежные дорожки и стоянки. Работы завершились лишь к весне 2015 года и начался второй этап реконструкции – постройка аэродромных зданий и сооружений. На эти цели было выделено 2,4 миллиарда рублей.

13.

MIK94908.jpg

Чкаловский аэродром начал постепенно возрождаться. Окончательная реконструкция была завершена лишь во второй половине 2018 года, а первым самолетом, протестировавшим новую ВПП, стал военно-транспортный Ан-26.

14.

MIK94843.jpg

Окончательно истребители 72-й авиабазы морской авиации Балтийского флота вернулись с аэродрома "Черняховск" на аэродром "Чкаловск" 4 октября 2018 г.

15.

MIK94922.jpg

16.

MIK95144.jpg

Итак, 19 октября, день праздника. С самого утра к аэродрому из города потянулись десятки машин. Праздник, во многом планировавшийся для жителей пос. Чкаловск, благодаря СМИ, вызвал огромный интерес у калининградцев. Из-за отсутствия вблизи аэродрома какой-либо автостоянки, автомобильная пробка растянулась на многие километры, а часть людей смогла попасть на аэродром лишь к самому концу праздника. К примеру, на подобных мероприятиях в соседней Польше, под временную автостоянку используют поля вблизи аэродрома, настолько много желающих…

17.

MIK95210.jpg

Сразу за КПП (сегодня аэродром относится к в/ч 32497 в составе 72-й Гв.АвБ) расположен памятник сверхзвуковому фронтовому бомбардировщику Су-24 и идет дорога к летному полю и первым зданиям аэродромной инфраструктуры.

18.

MIK94475.jpg

19.

MIK94480.jpg

К сожалению показательные полеты боевой авиации в последний момент было решено отменить. Наверное, из-за безопасности и экономичности… Сразу вспоминается авиашоу, посвященное 100-летию морской авиации Балтийского флота на военном аэродроме Черняховска, 16 июля 2016 г., где праздник состоялся по полной программе… Но, начало положено и интерес к празднику получился огромным. Хочется верить, что выводы будут сделаны и подобные праздники ещё порадуют нас в будущем, уже с авиашоу.

20.

MIK94492.jpg

Праздничная программа началась с торжественного построения, парада и награждений, после чего зрителей пустили к самолетам и аэродромной технике.

21.

MIK94525.jpg

22.

MIK94541.jpg

23.

MIK94550.jpg

24.

MIK95129.jpg

25.

MIK94939.jpg

26. Друзья споттеры.

MIK95007.jpg

27. Выставка радиоуправляемых моделей самолетов.

MIK95041.jpg

28.

MIK95048.jpg

29. Аэродромный пёс.

MIK94959.jpg

30. Праздничная программа была также дополнена великолепным концертом на открытой эстраде ансамбля "Черные береты" и коллектива ДК "Чкаловский".

MIK94916.jpg

31. Гостей также порадовали парашютисты, полевая кухня и полеты над ВПП самолета-амфибии Л-145, производства самарского ООО "Авиатех".

MIK94481.jpg

32.

MIK94491.jpg

33.

MIK95218.jpg

34. Самолет-амфибия Л-145.

MIK94847.jpg

35.

MIK94849.jpg

36.

MIK94890.jpg

37.

MIK94861.jpg

Многим впервые удалось не только увидеть вблизи истребитель-перехватчик Су-30СМ, фронтовой бомбардировщик Су-24М, многоцелевой ударный вертолет Ми-24, сверхзвуковой тяжелый истребитель-перехватчик Су-27П и военно-транспортный Ан-26, но и посидеть в кабине пилота.

38.

MIK94893.jpg

39.

MIK95065.jpg

40. Чтобы попасть в кабину на пол минуты и сделать заветную фотографию, люди отстаивали по часу в длиннющих очередях.

MIK94901.jpg

41.

MIK95063.jpg

42.

MIK94898.jpg

43.

MIK95137.jpg

44.

MIK95141.jpg

45.

MIK95176.jpg

Чуть меньше надо было отстоять, чтобы попасть внутрь транспортного Ан-26 в кабину вертолета или в кабину одного из автомобилей спецтехники.

46.

MIK94828.jpg

47.

MIK94953.jpg

48.

MIK95157.jpg

49.

MIK95148.jpg

50.

MIK95117.jpg

На выставке были представлены:

Аэродромный подвижный электроагрегат АПА-5Д на шасси автомобиля Урал-4320, являющийся автономным источником электрической энергии и предназначен для электростартерного запуска авиационных двигателей и питания бортовой электроаппаратуры самолетов в наземных условиях.

51.

MIK95075.jpg

52. Унифицированная газоразрядная станция УГЗС.М - КР для зарядки бортовых систем самолетов медицинским кислородом.

MIK95098.jpg

53. Унифицированная газоразрядная станция УГЗС.М - АР для зарядки бортовых систем самолетов азотом.

MIK95083.jpg

Аэродромная вакуумная подметально-уборочная машина В6500М на шасси КамАЗ-53605 для поддержания чистоты ВПП, рулежных дорожек, перронов и мест стоянок авиационной техники.

54.

MIK95086.jpg

Специальный мобильный комплекс средств наземной поисково-спасательной команды (СМК НПСК), предназначенный для поиска места авиационных происшествий и оказания доврачебной помощи на месте ЧС.

55.

MIK95106.jpg

И несколько слов о представленной к обозрению авиатехнике.

Сверхзвуковыми тяжелыми истребителями-перехватчиками четвертого поколения Су-27П и Су-27УБ войск ПВО Северо-западного округа, предназначенными для завоевания превосходства в воздухе, наверное, уже никого не удивить, а вот многоцелевой истребитель-перехватчик поколения 4++ Су-30СМ смотрелся уже намного интереснее.

56. Истребитель-перехватчик Су-27УБ 102 "Командир полка Александр Бойков".

MIK95037.jpg

Характерной особенностью самолётов поколения 4++ (Су-30 и Су-34) является возможность самостоятельного поиска цели без помощи самолёта ДРЛО, а также они оснащены мощными средствами РЭБ в случае обнаружения противником.

57. Истребитель-перехватчик Су-30СМ 75.

MIK95019.jpg

58.

MIK94683.jpg

Старичок фронтовой бомбардировщик Су-24М, пускай и модернизированный, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, уже почти 50 лет стоит на вооружении ВКС РФ, но постепенно вытесняется более совершенным и легким в управлении современным фронтовым бомбардировщиком Су-34.

59. Фронтовой бомбардировщик Су-24М.

MIK95024.jpg

60.

MIK95035.jpg

Турбовинтовой военно-транспортный Ан-26 имеет большую ширину проёма грузового люка и специальной трап-створку, в сравнении с Ан-24, что дает возможность погрузки груза как с земли, так и из кузова автомобиля. Пассажирская модификация способна перевозить до 43 военнослужащих.

61. Военно-транспортный Ан-26.

MIK94982.jpg

62.

MIK94974.jpg

63.

MIK94985.jpg

Вертолет на празднике был, к сожалению, только один – это многоцелевой ударный вертолет Ми-24, предназначенный для огневой поддержки войск на поле боя и высадки тактических десантов.

64.

MIK94986.jpg

65.

MIK94990.jpg

66. Чуть поодаль в закрытой зоне аэродрома находились еще военно-транспортный Ан-72 ("Чебурашка") и Ту-134А МА ВМФ России.

MIK94937.jpg

67.

MIK94933.jpg

Ну и в заключении расскажу в общих чертах о том, какие виды авиации входят в состав нашей 72-й Гв.АвБ.

Морская истребительная авиация (ИА), имея на вооружении самолёты-истребители Су-27 и Су-30, является одним из основных средств борьбы с воздушным противником и предназначена для поражения самолетов и вертолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов противника в воздухе. Кроме того, ИА может привлекаться для поражения морских, наземных объектов противника, а также вести воздушную разведку и круглосуточное дежурство по ПВО. Базируется на аэродроме "Чкаловск".

68.

MIK94479.jpg

69.

MIK94992.jpg

Морская штурмовая авиация (ША), имея на вооружении самолёты-штурмовики Су-24М и транспортно-боевые вертолёты Ми-24 и Ми-8, предназначена для поражения в тактической глубине (ближней морской зоне) боевых кораблей, катеров, транспортов (судов) противника; поражения критически важных экономических, военных и других наземных объектов противника; авиационной поддержки высадки морских десантов и их действий на берегу; поражения наземных объектов, техники и войск противника в интересах береговых войск флота; поражения морских и воздушных десантов самостоятельно и во взаимодействии с другими силами флота, авиацией ВВС, и другими войсками Российской Федерации. Базируется на аэродроме "Черняховск" и "Чкаловск".

70.

MIK95051.jpg

Противолодочная авиация (ПЛА)‚ имея на вооружении противолодочные вертолёты Ка-27ПЛ, предназначена для поиска, слежения и уничтожения подводных лодок противника самостоятельно и во взаимодействии с другими противолодочными силами флота, а также для выполнения минных постановок, поиска и уничтожения подводных диверсионных сил и средств противника. Кроме того, иногда к нам заглядывают в гости и Ил-38Н.

Кроме того, ПЛА может привлекаться для ведения воздушной и радиационной разведки, поиска и спасения экипажей летательных аппаратов кораблей (судов), терпящих бедствие на вертолетах Ка-27ПС, оборудования ложных районов действий и маршрутов развертывания своих подводных лодок, а также выполнения других задач. Базируется на аэродроме "Донское".

Транспортная авиация (ТрА) на Ан-26 и Ту-134 предназначена для выполнения воздушных перевозок войск, вооружения и военной техники, обеспечения маневра авиационных частей и подразделений, а также десантирования. Кроме того, ТрА может привлекаться для ведения воздушной разведки; ретрансляции сигналов управления; спасения экипажей кораблей, летательных аппаратов, терпящих бедствие в море, а также для решения других специальных задач. Базируется на аэродроме "Храброво".

71. Ан-26

MIK94972.jpg

72. Ан-72

MIK94508.jpg

73.

MIK94925.jpg

Авиация специального назначения (ФСБ, МЧС, МВД, ФТС) на вертолетах Ка-32С, МИ-8 и др., предназначена для обеспечения управления силами, ретрансляции сигналов боевого управления, поисково-спасательных действий, выполнения санитарных перевозок и др. Базируется преимущественно на аэродроме "Храброво".

Вообщем, кто бы что не говорил о ежедневно летающих истребителях над городом, меня они только радуют, и я на 100% уверен в защите границ нашей области и страны. Аэродром с 74-летней историей снова в строю!

74.

MIK95196.jpg

75.

MIK95125.jpg

76.

MIK94573.jpg

-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!
Мой Telegram канал: Подписывайтесь!

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в Facebook, ВКонтакте и Инстаграм. Буду рад всем!
-----------------
Внимание! Все текстовые и фотоматериалы, опубликованные в моем блоге / сайте защищены ГК РФ и УК РФ. Незаконное копирование, публикация и любое иное использование (как полное, так и частичное) материалов данного блога / сайта БЕЗ моего авторского разрешения ЗАПРЕЩЕНО! Нарушители попадают под административную и уголовную ответственность в виде штрафа/компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей в соответствии со статьями 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ, а также статьей 146 "Нарушение авторских и смежных прав" УК РФ. | Attention! All the text- and photo- materials published in my blog / website are protected by the law. This material MAY NOT BE published, broadcast, rewritten or redistributed in whole or part WITHOUT MY PERSONAL PERMISSION!


Posts from This Journal by “споттинг” Tag

promo rumyantsevphoto december 22, 2018 14:27 3
Buy for 500 tokens
Сегодня у меня общий обзор 14-го пресс-тура для представителей российских СМИ в братскую Республику Беларусь, для тех, кто ещё не успел подписаться на мой Telegram канал или, в силу каких-то причин, не следил за ежедневными публикациями в Instagram, Facebook и др. соцсетях. И прежде чем…

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Nov. 23rd, 2019 01:43 pm (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Авиация, Армия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
yarowind
Nov. 23rd, 2019 03:13 pm (UTC)
Отсель грозить мы будем НАТО?:)
rumyantsevphoto
Nov. 23rd, 2019 03:21 pm (UTC)
Именно )))))))
diman7777
Nov. 24th, 2019 09:12 am (UTC)
Хороший праздник! Жаль, полетов истребителей не было. Ведь, только в полете живут самолеты!
rumyantsevphoto
Nov. 24th, 2019 09:15 am (UTC)
В последний момент отменили, но мне кажется они сами не знали как пройдет праздник и решили перестраховаться. Интерес был огромный и будем надеяться, что в будущем мы все увидим.
glukovarenik
Nov. 24th, 2019 08:13 pm (UTC)
Ыыыы, как здорово!
А мы в Черняховске иногда страдаем из-за шума :) А на аэродроме не были ни разу, никак не совпадает :(
rumyantsevphoto
Nov. 24th, 2019 10:34 pm (UTC)
Я вот до сих пор жалею, что на 100-летие в Инстер не смог попасть.
koparev
Nov. 25th, 2019 05:55 am (UTC)
Приглашаю в сообщество ПЛАТНЫЕ РЕПОСТЫ

https://pay-reposts.livejournal.com/
sandreyo
Nov. 25th, 2019 04:08 pm (UTC)

Сколько в 90х начале 2000х расхерачили частей по всей стране! Стоят пустые разграбленные гарнизоны

rumyantsevphoto
Nov. 25th, 2019 10:03 pm (UTC)
Да, времена те еще были...
Роберт Варламов
Nov. 26th, 2019 11:13 pm (UTC)
Летуны над городом Калининград
Летающие истребители над городом - это большая беда для жителей города! От гула этих летунов, просыпаются дети в детских садах, сигнализации у машин срабатывают, стёкла дребежат в окнах, и вообще на психику людей действует, летом вообще беда - окна в квартире не открыть! Пошли они на куй со своими самолётами, танками и ракетами! Пупкин устроил из области военную часть, су..а! Мы хотим дружить с соседями, сотрудничать, развиваться как все цивилизованные страны, а не делать из области военный обьект! Уберайтесь вояки накуй из области, зае ..ли уже всех жителей!!!
rumyantsevphoto
Nov. 27th, 2019 08:04 am (UTC)
Re: Летуны над городом Калининград
Недовольные всегда будут, одним летуны мешают, другим байкеры или дрифтеры. Тем не менее желающих купить квартиру в том же Чкаловске от тех, кого достали самолеты, километровая очередь.
Роберт Варламов
Nov. 26th, 2019 11:48 pm (UTC)
Автор, ежедневно летающие истребителе над городом, тебя только радуют????!!!! Ты дебил!!???? А вот моего ребёнка, который не может уснуть от гула истребителей, порой до часа ночи ни куя не радует! ( а эти суки порой и до часа ночи кошмарят город). Страдают тысячи жителей, а воякам хоть бы куй! И мы ещё им зарплату платим со своих налогов. Всех кого не спросишь, кроют жутким матом этих летунов!!! Они реально заебали всех жителей Калининграда! Жителям Чкаловска вообще устроили полный АД. Надеюсь недолго этим летунам осталось, денег в стране с каждым днём всё меньше и вояк скоро не на что будет содержать , и повториться 1998 год, аэродром "Чкаловск" будет выведен из эксплуатации. Этот день обязательно наступит!
rumyantsevphoto
Nov. 27th, 2019 08:15 am (UTC)
Дибил здесь только ты, что-то не нравится, сдрисни из региона куда-нибудь в Кукуево, где тебя никто не заипет, кроме тебя самого. Или в любимую гейропу. В чем проблема то? Деньжат не хватает или любим страдать? Не можешь позаботиться о своем ребенке и что-то изменить, чтобы спокойно спал, зачем заводить надо было? И первое китайское предупреждение, дальше в бан.
travelpoltava
Dec. 8th, 2019 09:08 pm (UTC)
Андрей !
Спасибо за прекрасный репортаж. У нас в Полтаве в 70-80 годах базировались Ту-22М3 Бекфайр. Я жил не далеко от аэродрома, шум был знатный, особенно ночью. В 1994 году на 50-летие операции "Фрэнтик" к нам прилетали Б-1,Б-52, КС-138 Стратотанкер, от нас были Ту-22М3, Ту-160, Су-27. Был показательный пролет Ту-22М3, а также парный и одиночный полеты на Су-27. Потом американцы порезали все Бекфайры, на том и кончилась история дальней стратегической авиации в Украине. Аминь!
Еще раз благодарю за прекрасные фото !
С уважением,
Сергей
livejournal
Dec. 15th, 2019 03:59 pm (UTC)
ДайдЖЖест: интересное из блогов (4)
Пользователь almakedonskij сослался на вашу запись в своей записи «ДайдЖЖест: интересное из блогов (4)» в контексте: [...] от - самый западный военный аэродром страны [...]
rogozhnikovsash
Dec. 31st, 2019 04:23 pm (UTC)
Военная мощь нужна только всем проклятым!
jjnatt
Jan. 17th, 2020 09:36 pm (UTC)
У вс вседа такие интересные репортажи. Спасибо)
ren_ar
Mar. 7th, 2020 05:36 am (UTC)
У нас же дача в Нивенском. Помню в детстве очень любил смотреть на истребители, они тогда там часто над головой летали. Всякие петли делали, прочие элементы высшего пилотажа... Красиво было ))
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

rumyantsevphoto
Андрей Румянцев
Rumyantsev Photo

Latest Month

September 2020
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com