?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ну, что, поехали? Сегодня у меня в блоге репортаж с Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ) – легендарного предприятия с 60-летней историей, на котором мне удалось побывать в декабре в рамках пресс-тура для представителей российских СМИ. И именно этой публикацией мне хочется завершить цикл промышленных репортажей из Республики Беларусь. Писался данный пост с большим трудом… С одной стороны, я был счастлив, что мне удалось побывать на таком знаменитом заводе, попасть на которой очень сложно и потому хотелось, чтобы репортаж получился максимально интересным и легким. А с другой стороны, неприятным грузом навалилась нашумевшая история с российским ВПК и КамАЗом в частности, от которой никуда не деться…

20181212_130558_E-M10MarkII_0950.jpg

Начну репортаж традиционно с небольшого обзора предприятия, его истории и краткого рассказа о том, чем же собственно знаменит МЗКТ. А скандальную историю с КамАЗом отложу на конец поста.

02. Пресс-конференция Генерального директора МЗКТ Летова Игоря Леонидовича с журналистами.

20181212_115958_E-M10MarkII_0849.jpg

03. Завод огромен по площади и каждый цех разделен на несколько крупных участков.

20181212_124129_E-M10MarkII_0866.jpg

Каждый раз 9 мая смотря военный парад в честь Дня Победы, я не перестаю восхищаться мощью и красотой тягачей "многоножек", везущих огромные и тяжелые пусковые установки ракет… Тут и знаменитые зенитно-ракетные комплексы С-300/С-400, и оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер-М", береговые ракетные комплексы "Бал" и ракетные комплексы стратегического назначения "Тополь-М"... Признаюсь, до посещения МЗКТ, я даже и подумать не мог, что эти тягачи производятся не в России, а в Республике Беларусь. Думаю, что мои читатели, далекие от тематики ВПК и тяжелой техники, тоже об этом не подозревали… Возможно кто-то даже спросит, мол, что здесь делает Беларусь, да еще и в войсках стратегического назначения? Как оказалось, ничего необычного в этом нет…

04. В начале участка расположены многочисленные станки для качественной обработки деталей.

20181212_124252_E-M10MarkII_0872.jpg

05.

20181212_124205_E-M10MarkII_0868.jpg

06. Работник токарного станка.

20181212_124422_E-M10MarkII_0877.jpg

07. Корейские высокоскоростные токарные центры DOOSAN PUMA 240 и 280LM с ЧПУ и фрезерной функцией, обеспечивают превосходную механическую обработку заготовок средних и больших размеров.

20181212_124027_E-M10MarkII_0863.jpg

08.

20181212_124229_E-M10MarkII_0870_01.jpg

Великий СССР. В августе 1954 года на Минском автомобильном заводе (МАЗ) было создано специальное конструкторское бюро (СКБ), целью которого было создание полноприводных тяжелых армейских машин. Применив модульный принцип конструирования, ведущие инженеры и конструкторы МАЗ смогли создать уникальное семейство мощных многоосных тягачей высокой проходимости и грузоподъемности.

09. Делегация российских журналистов.

20181212_125319_E-M10MarkII_0914.jpg

10.

20181212_124444_E-M10MarkII_0878.jpg

А уже в конце 80-х годов на вооружение Ракетных войск стратегического назначения СССР поступает РКСН "Тополь", для которого в 1990 году на МАЗе разработали специальные 80-тонные восьмиосные шасси МАЗ-7922 "Зубр" и МАЗ-7923 "Бизон". В отличие от МАЗ-7922, 16-колесный "Бизон" был оснащен электромеханической трансмиссией.

11.

20181212_125257_E-M10MarkII_0912.jpg

12.

20181212_125408_E-M10MarkII_0917.jpg

Но вскоре наступают сложные времена… 26 декабря 1991 года великий Союз прекращает свое существование, а БССР получает независимость. Однако, несмотря на то, что Минский завод колесных тягачей, превратившийся из филиала МАЗа в самостоятельное предприятие, оказался в другой стране, он выразил готовность продолжать военно-техническое сотрудничество и, как и прежде, поставлять свои шасси в Россию.

13. Рабочий портрет.

20181212_124909_E-M10MarkII_0897.jpg

14.

20181212_124632_E-M10MarkII_0887.jpg

Так, в 1995-м году, доработанный вариант МАЗ-7922 превратился, пожалуй, в самое знаменитое ракетное шасси Минского завода — МЗКТ-79221. Тягач был оснащен двигателем ЯМЗ-847.10 V12 мощностью 800 л.с. с турбонаддувом и жидкостной системой охлаждения. Сегодня выпускается и "гражданская" (двойного назначения) версия этого многоцелевого тягача для доставки сверхтяжелых грузов, получившая обозначение – МЗКТ-792210.

15. Работа с точными трехмерными моделями важнейших деталей и узлов.

20181212_130315_E-M10MarkII_0930.jpg

16.

20181212_124520_E-M10MarkII_0882.jpg

Параллельно, на базе военных шасси, завод наладил выпуск специализированных автомобилей гражданского назначения с высокой проходимостью и грузоподъемностью: самосвалов, тяжелых кранов, многосных тягачей, автопоездов и прочей техники, получивших собственную торговую марку "Волат" ("Volat"), что в переводе с белорусского языка означает "Богатырь". Сегодня машины с этой маркой успешно работают в нефтяной, газовой, лесной промышленности, георазведке, строительстве, коммунальном хозяйстве и проч.

17. После линий станков начинается зона сборки, в самом начале которой находится склад самых разных запчастей для будущих тягачей, от элементов корпуса, до мощных движков.

20181212_130035_E-M10MarkII_0921.jpg

18.

20181212_130055_E-M10MarkII_0924.jpg

19.

20181212_130043_E-M10MarkII_0922.jpg

Тем временем, летом 2000 года на вооружение был принят подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) "Тополь-М" на базе 8х8 шасси МЗКТ-79221, вскоре получивший статус основного ядерного потенциала страны и наиболее совершенного российского оружия XXI века.

20. На заводе осуществляется преимущественно стапельная сборка, что увеличивает себестоимость автомобиля.

20181212_130418_E-M10MarkII_0936.jpg

Время не стоит на месте, и уже в 2010 году межконтинентальный ракетный комплекс стратегического назначения "Тополь-М" уступает место более мощному и совершенному комплексу 15П155М "Ярс" шахтного и мобильного базирования на классическом шасси МЗКТ-79221. Его главным отличием от предшественника является ракета с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. Постановка этой системы на боевое дежурство началась в 2014 году.

21. На сборке полноприводный 8х8 седельный тягач МЗКТ-741351 для Вооруженных сил ОАЭ.

20181212_130510_E-M10MarkII_0943.jpg

22. Тягач имеет специальный "пустынный" окрас.

20181212_130518_E-M10MarkII_0944.jpg

Но, как я писал ранее, Минский завод колёсных тягачей знаменит не только шасси для ядерных ракетных комплектов. Другое "звёздное" шасси – это семейство МЗКТ-7930 с колёсной формулой 8×8 в классе с грузоподъёмностью от 17,8 до 25 тонн.

23. Кабина для МЗКТ-741351.

20181212_130533_E-M10MarkII_0945.jpg

24. Танковоз МЗКТ-741351 оснащен 6-цилиндровым турбодизельным двигателем Caterpillar C18 мощностью 812 л.с.

20181212_130000_E-M10MarkII_0920.jpg

На базе его модификаций размещаются такие известные комплексы вооружений, как: ОТРК "Искандер", БРК "Бал", БРК "Бастион", РСЗО "Полонез" и другие. Кроме того, на нём размещаются различные машины обеспечения. Например, всевысотный обнаружитель 96Л6Е комплексов С-300/С-400, радиолокационный комплекс (РЛК) 91Н6E и панорамный радар для С-400 "Триумф", и др. На шасси МЗКТ-7930 также был смонтирован и первый опытный образец ЗРК С-500 "Прометей".

25. А это уже знаменитое 80-тонное шасси МЗКТ-792210 двойного назначения для России.

20181212_130558_E-M10MarkII_0950.jpg

А вот пусковые установки 5П85ТЕ2/5П85СЕ2 ЗРК "С-400 Триумф", предназначенные для уничтожения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения, базируются уже на шасси МАЗ-543M, либо на БАЗ-64022. Впервые они были поставлены на боевое дежурство 6 августа 2007 года.

26.

20181212_130629_E-M10MarkII_0954.jpg

27.

20181212_130858_E-M10MarkII_0974.jpg

Мы плавно подошли от МЗКТ к ЗАО "Брянский автомобильный завод" (БАЗ) – российскому производителю 3-6-осных тягачей высокой проходимости грузоподъёмностью от 14 до 40 тонн для военной и гражданской техники. Чтобы, кто не говорил, но оба производителя, МЗКТ и БАЗ, всё время уживались довольно мирно, каждый выполнял свою роль в развитии российского ВПК, особо не мешая друг другу.

28. Сборка полноприводного тяжёлого МАЗ-543М.

20181212_130733_E-M10MarkII_0960.jpg

Но, дальше пошло, поехало… В 2015 году, выпускающий ЗРК С-400 "Триумф", АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" берет под своё крыло БАЗ и решает полностью отказаться от услуг Минского завода колёсных тягачей, объясняя этот шаг тем, что брянское предприятие находится в тяжёлом финансовом положении (сами же развалили завод… прим. авт.) и БАЗ надо помочь…

29. После участка сборки начинается участок технического контроля и отладки.

20181212_131358_E-M10MarkII_1004.jpg

30. Виталий Рагулин dervishv фотографирует цех.

20181212_131831_E-M10MarkII_1007.jpg

И в тот же самый момент на арене неожиданно появляется ещё один крупный игрок – КамАЗ, резко заинтересовавшийся сотрудничеством с БАЗ и решивший завоевать нишу многоосных тягачей, абсолютно не имея никакого опыта и мощной технической базы. Сегодня есть мнение, что и брянский завод нужен КамАЗу не более, как донор…

31. МЗКТ-741351.

20181212_130851_E-M10MarkII_0973.jpg

32. Проверка двигателя.

20181212_131501_E-M10MarkII_1005.jpg

Тем не менее, Минобороны РФ все же решило полностью отказаться от, наверное, лучшей в мире продукции МЗКТ и поставить новейшие ЗРК С-500 "Прометей" полностью на шасси КамАЗа.

33. В цеху нам также продемонстрировали продукцию других крупных компаний беларуской оборонки. Например, различные прицелы дневного/ночного видения и приборы наблюдения от ООО "БСВТ – новые технологии", радиоэлектронное ружье для борьбы с мультикоптерами "Гроза-Р2" и комплекс обнаружения операторов мультикоптеров "Гроза-О" от ОАО "КБ Радар".

20181212_131201_E-M10MarkII_0992.jpg

Но это ещё не всё… Хуже одной новости может быть только две. КамАЗ решил замахнуться не только на ЗРК, но и на ядерные мобильные комплексы "Тополь-М" и "Ярс", в настоящее время использующих многоосные шасси МЗКТ-79221. Для этих целей был разработан проект "Платформа-О" на базе 16-колёсного тягача КамАЗ-7850, переход на который должен быть полностью завершен в течение 10 лет.

34. Выставка образцов продукции МЗКТ под открытым небом.

20181212_132025_E-M10MarkII_1018.jpg

А теперь давайте попробуем разобраться, почему КамАЗ – это плохо, а МЗКТ – хорошо?

Если не вдаваться в детали, то производство военной продукции целиком и полностью в России – это, конечно, хорошо. Российский ВПК будет надежно защищен и не будет зависеть ни от каких политических ситуаций в соседних странах. Все же помнят печальную историю с запорожским заводом "Мотор Сич", производящим двигатели для всех российских вертолетов? Российские власти это хорошо понимали и неоднократно пыталась ещё с 2014 года выкупить МЗКТ, 90% продукции которого приходится исключительно на Россию. Однако Александр Лукашенко в августе 2015 заявил, что государство пока не намерено продавать МЗКТ, если только россияне не предложат 3 млрд. долларов. Тогда многие в этих словах увидели определенный рычаг давления на Россию.

35. РЛС "Восток-3D" на шасси МЗКТ-65273-020 и станция радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами "Гроза-С"

20181212_132118_E-M10MarkII_1021.jpg

Россияне обиделись и решили заняться любимым "импортозамещением" – разработкой многоосных шасси на базе КамАЗа. И вот совсем недавно, на международном военно-техническом форуме "Армия-2018", публике были показаны колесные шасси КамАЗ-7850 для проекта "Платформа-О". Началось всеобщее ликование и эйфория. Хотя настоящая причина радости может быть совсем иной – наступало время хоть как-то отчитаться за, потраченные на разработку, инвестиции в размере 300 млн. долларов…

36. Легкобронированный автомобиль МЗКТ-490100-011.

20181212_132549_E-M10MarkII_1039.jpg

37. Салон МЗКТ-490100-011. Ничего лишнего.

20181212_132650_E-M10MarkII_1046.jpg

Ладно, фиг с этими деньгами… Что не так с КамАЗ-7850? 30 августа 2018 года во время генерального демонстрационного показа новинки в бортовой электронике произошел фатальный сбой, в результате чего оказалась нарушена работа внедренной "новинки" – электромеханической трансмиссии. Колеса начали вращаться в противоположную сторону…

38. Шасси четырехосное корпусное МЗКТ-69225 для монтажа и транспортирования оборудования изделий из состава ЗРК "Бук-МБ".

20181212_132226_E-M10MarkII_1026.jpg

Из этого нетрудно понять, что живучесть тягача КамАЗ-7850 в условиях реальных боевых действий и тем более ядерного взрыва, стремится к нулю. Достаточно довольно небольшого электромагнитного излучения, чтобы вывести тягач из строя. Соответственно, размещать на данном шасси стратегические ракетные комплексы – это бред.

39. Тягач МАЗ-543.

20181212_132307_E-M10MarkII_1032.jpg

40.

20181212_132512_E-M10MarkII_1038.jpg

Вот как-то так… Что будет дальше, пока не ясно. С одной стороны, тут и там звучит призыв к объединению двух братских государств и в тоже время Россия делает всё, чтобы рассориться с Беларусью, воспринимая братскую республику скорее не как друга, а больше как партнера…

41. Арабский МЗКТ-741351 и современный 8х8 тягач МЗКТ-750440, грузоподъемностью 27т.

20181212_131947_E-M10MarkII_1010.jpg

Если ничего не изменится в лучшую сторону, чего стоит ожидать Минскому заводу колесных тягачей? Предприятие развалится? Вовсе нет. Будет жить и развиваться, как раньше. Знаменитые 41-тонные самосвалы МЗКТ-65151 "Волат" дадут прикурить импортным Scania, MAN, Volvo и другим, и востребованы во всем мире. А что касается многоосных тягачей. Ими во всю заинтересован, например, Китай, который не прочь получить лучшие "российские" шасси и технологии себе, а также ОАЭ, Египет и другие страны дальнего зарубежья. Также уже давно работает белорусско-китайская программа по РСЗО "Полонез" для восьми 301-мм китайских ракет A200 на базе МЗКТ-7930.

42. Боевая машина "Кайман".

20181212_132006_E-M10MarkII_1015.jpg

43. Она же внутри.

20181212_132353_E-M10MarkII_1036.jpg

44.

20181212_132921_E-M10MarkII_1048.jpg

Ставить точку в этой истории пока рано… Возможно, со временем, на основе МЗКТ получится создать крупный белорусско-российский холдинг. А может выйдет что-то иное... Пока ясности мало. Как говорится, поживем, увидим....



Пресс-тур организован при поддержке Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации и Национального Пресс-центра Республики Беларусь.

-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!
Мой Telegram канал: Подписывайтесь!

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в Facebook, ВКонтакте и Инстаграм. Буду рад всем!
-----------------
Внимание! Все текстовые и фотоматериалы, опубликованные в моем блоге / сайте защищены ГК РФ и УК РФ. Незаконное копирование, публикация и любое иное использование (как полное, так и частичное) материалов данного блога / сайта БЕЗ моего авторского разрешения ЗАПРЕЩЕНО! Нарушители попадают под административную и уголовную ответственность в виде штрафа/компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей в соответствии со статьями 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ, а также статьей 146 "Нарушение авторских и смежных прав" УК РФ. | Attention! All the text- and photo- materials published in my blog / website are protected by the law. This material MAY NOT BE published, broadcast, rewritten or redistributed in whole or part WITHOUT MY PERSONAL PERMISSION!


Posts from This Journal by “Пресс-тур в Беларусь” Tag

promo rumyantsevphoto december 22, 14:27 3
Buy for 500 tokens
Сегодня у меня общий обзор 14-го пресс-тура для представителей российских СМИ в братскую Республику Беларусь, для тех, кто ещё не успел подписаться на мой Telegram канал или, в силу каких-то причин, не следил за ежедневными публикациями в Instagram, Facebook и др. соцсетях. И прежде чем…

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
velosi4
Feb. 19th, 2019 06:01 pm (UTC)
Подозреваю, что скоро отечественный ВПК откажется от белорусских тягачей. Объяснят это поддержкой отечественного производителя и необходимостью полной независимости от заграницы.
rumyantsevphoto
Feb. 19th, 2019 06:58 pm (UTC)
Не думаю, что это хорошее решение... Как сказал Лукашенко, хочется разработать свое и не зависеть ни от кого? Создавайте! В случае чего, будет уже налаженное и отработанное производство. Но, не надо рушить уже созданное и при этом рассуждать о союзном государстве... Лучше белорусских тягачей счас ничего нет... Беларусь дает России лучшее, взамен получает контракты. Выгодно обеим государствам. А сейчас Россия действует по принципу: пускай мне будет хуже, но у меня будет своё... потерплю, смирюсь... не в первой же...
wlad_1978
Feb. 19th, 2019 09:21 pm (UTC)
четырёхосный я бы себе поставил во дворе в качестве кэмпера и вездехода ;-)
alkopona
Feb. 20th, 2019 05:33 am (UTC)
Прикольно, интересно. Но вот вопрос. Помучается наша армия зависит от Белоруссии?) Очень интересно)
rumyantsevphoto
Feb. 20th, 2019 05:46 am (UTC)
Этот вопрос задали на пресс-конференции. Лукашенко клятвенно заверил, что Беларусь и Украина абсолютно разные страны по отношению к России испокон веков и беспокоиться о каких-то политических изменениях, нестабильности и т.п. РФ не стоит. Беларусь всегда была, есть и будет братским народом. Поэтому определенные стратегические тягачи МЗКТ собираются только для России и больше не для кого, это эксклюзив и особый товар. Но, если Россия боится зависимости, я про это уже написал в комментарии выше. Беларусь не против российского производства, если все будет гармонично в своих нишах и не будет убивать бизнес и дружбу. Но почему-то выходит наоборот...

В реальности, я думаю, все не так страшно, как это преподносят обе страны... мы, скорее всего, многое не знаем и какой-то критической ситуации, возможно, не будет... Не зря Путин с Лукашенко вполне дружелюбно общаются, несмотря на периодические обвинения... Это политика. Говорится, что минимум еще лет 10 Россия будет использовать продукцию МЗКТ, а за это время глядишь и общий холдинг появится.
alkopona
Feb. 20th, 2019 06:07 am (UTC)
Ну тут как, еще 5 лет назад и Украина нам была дружеским народом. Понятное дело что ничего криминального тут нет. Просто интересный факт, о котором я не знал. Войной и оружием совсем не интересуюсь просто)
rumyantsevphoto
Feb. 20th, 2019 06:15 am (UTC)
Ну, как сказать... Я думаю, ты прекрасно знаешь, что политическая ориентация Украины на Запад была уже в XIX веке... да даже во-времена Петра I и Мазепы были определенные "тёрки". Беларусь, в этом плане, намного стабильнее. Конечно, всякое бывает... тут нельзя что-то утверждать 100%. В этом я согласен. А про факт - да, сам не знал этого. )))
human_0id
Jul. 19th, 2019 12:58 pm (UTC)
Ну если смотреть в историю, то Беларусь (а точнее ВКЛ) все время своего существования была злейшим врагом России. Пока не была вынуждена объединиться с Польшей по результатам Ливонской войны. Ну и далее везде.
Так что...
blogme.ru
Feb. 20th, 2019 07:34 am (UTC)
Крутотень, отличный репортаж и фотки крутые, как всегда
rumyantsevphoto
Feb. 20th, 2019 07:40 am (UTC)
Спасибо Руслан! Снимал все на мыльницу, думал вообще ничего не получится...
blogme.ru
Feb. 20th, 2019 07:41 am (UTC)
Получилось очень даже
rumyantsevphoto
Feb. 20th, 2019 07:44 am (UTC)
Был риск вообще поехать только с одним телефоном, но обошлось.
platpaul
Feb. 20th, 2019 07:58 am (UTC)
Отличный пост!!!! мега фотографии!!! спасибо Андрей!
rumyantsevphoto
Feb. 20th, 2019 10:01 am (UTC)
Спасибо, Пауль!
ren_ar
Feb. 22nd, 2019 04:33 am (UTC)
Получается наши специально для того обученные товарищи спустили коту под хвост 300 лимонов зеленых, жесть... Впрочем, чего-то иного было трудно ожидать.
rumyantsevphoto
Feb. 22nd, 2019 05:33 am (UTC)
Это одна из версий, но, чувствую, близкая к правде... Всё на это указывает.
travelpoltava
Mar. 1st, 2019 09:06 am (UTC)
Андрей !
НЕт слов !!! Репортаж суперский. Тебе очень повезло, что вашу делегацию повезли на этот завод. Ты не спрашивал, есть ли на заводе музей с образцами выпускаемой продукции за все годы ?
Также добавлю по поводу военного сотрудничества России и Украины. Несмотря на пять лет "кровопролитнейшей" войны в военной сфере существуют отличнейшие отношения. Сейчас у нас раскручивают перед выборами политический скандал. Суть следующая: молодые ребята, дети высокопоставленных чиновников с Совета национальной обороны УКраины через свои фирмы закупали запчасти для военной техники, затем через фирмы Порошенко перепродывали их Министерству обороны Украины и заработали от 250 до 500 млн. грн. Но самое страшное, что эти запчасти не кондиционные, то есть во время боя технику могло заклинить.
almakedonskij
Mar. 3rd, 2019 06:40 pm (UTC)
мощные машинки. но....
Make Love, Not War ))
Ra Light
Jun. 10th, 2019 10:17 am (UTC)
Классные машинки. Прикупить бы бронированный автомобильчик :)
rumyantsevphoto
Jun. 13th, 2019 09:27 am (UTC)
Я думаю, он по расходу горючки совсем не выгоден для постоянного использования, как ТС.
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

rumyantsevphoto
Андрей Румянцев
Rumyantsev Photo

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com