Андрей Румянцев (rumyantsevphoto) wrote,
Андрей Румянцев
rumyantsevphoto

Categories:

Маяк "Балтийский". Самый западный маяк России. Эксклюзивное интервью со смотрителем маяка.

Сегодня, в последний день марафона #словокалининграду, я, как и обещал, подготовил самое вкусное и интересное – подробнейший и эксклюзивный рассказ об одном из самых уникальных и восхитительных объектов морского наследия России – маяке "Балтийский" (бывш. "Пиллау", нем. Pillau), являющемся также самым западным маяком нашей Родины.

IMG_3945.jpg

Маяк "Балтийский", которому в этом году исполнился 201 год, находится в самом западном городке Калининградской области – Балтийске, в гавани главной базы Балтийского флота ВМФ РФ. Ещё какие-то лет 5 назад, когда Балтийский маяк был приписан к Музею ДКБФ, его можно было посетить с организованной экскурсией. Но сегодня времена изменились. Маяк перешел в ведомство МО и стал закрытым военным стратегическим объектом. Доступ на него гражданским лицам сегодня закрыт.

02.

IMG_3379.jpg

03.

IMG_3158.jpg

В своё время попасть на Балтийский маяк у меня не получилось, но учитываю мою страсть к маякам, от этой идеи я не отказался и сделал всё возможное, чтобы мечта осуществилась. Правда заветного разрешения пришлось ждать не один месяц, пока мою личность пробивали по всем каналам и согласовывали допуск. Наконец, заветная телеграмма из Штаба флота с необходимым разрешением была у меня на руках. За что хочется сказать огромнейшее спасибо своим друзьям, а также начальнику отдела информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Балтийскому флоту капитану 2 ранга В. Матвееву и, действующему на тот момент, ВРИО Командующего Балтийским флотом вице-адмиралу С. Попову.

04.

IMG_3209.jpg

05. Памятник Петру I.

IMG_3169.jpg

06.

IMG_3219.jpg

07. В назначенный день я прибыл в Балтийск, где на набережной Морского бульвара меня уже ждал смотритель маяка Валерий Яковлевич Безуглов.

IMG_3225.jpg

И прежде чем рассказать об истории самого маяка, мне хочется поделиться самым главным – биографией человека, для которого Балтийский маяк давно уже стал вторым домом и кусочком сердца. Смотритель маяка – это преемственная профессия, так как на маячника не учат ни в одном учебном заведении. Сегодня она, увы, постепенно уходит в прошлое… Современные суда оборудованы системами спутниковой навигации и без труда находят путь в родной порт в слепую, не нуждаясь в световых, звуковых и радио сигналах берегового маяка. Да и дети маячников не особо стремятся продолжать подобную бесперспективную в современном мире профессию.

08.

IMG_3330.jpg

09.

IMG_3333.jpg

Валерий Яковлевич родился в городе Павловск Воронежской области 28 января 1949 года. С родителями приехал в Балтийск, затем поступил в морской рыбопромышленный техникум на ихтиолога. Отслужил, как положено, в армии на флоте, а затем устроился в АтлантНИРО, открывшем ему дорогу в моря и океаны, в которых без малого провел 7 лет.

10.

IMG_3247.jpg

11.

IMG_3242.jpg

Тем не менее, Валерий Яковлевич не остался работать в институте, а вернулся на Балтийский маяк, чтобы продолжить дело своего отца – Якова Семеновича, работающего на маяке старшим техником. Начальником маяка в то время был Пётр Никитович Белик. А еще через семь лет уже Валерий Яковлевич становится начальником маяка. Всего же за плечами этого удивительного человека уже более 20 лет преданной маячной службы. Даже друзья давно уже в шутку называют его не иначе, как Валерием Маяковичем.

12.

IMG_3273.jpg

13.

IMG_3336.jpg

Несмотря на современные навигационные системы кораблей, Балтийский маяк всё также верно служит своему делу. Ведь любые маяки – это ещё и объекты, на протяжении столетий, обладающие колоссальной энергетикой. – Судно идет в гавань по приборам, но, когда люди на капитанском мостике видят свет родного маяка, на душе становится как-то сразу спокойнее и радостнее, – рассказывает Валерий Яковлевич. Да и заходя в фарватер Калининградского морского канала, кораблю проще ориентироваться по огню маяка и дополнительным огням на Северном моле.

14. Балтийская коса и мол.

IMG_3317.jpg

15. Башня АРТП-1 "Балтийская коса" системы управления движением судов (СУДС) порта Калининград.

IMG_3177.jpg

16. Пункт лоцманской службы.

IMG_3303.jpg

Небольшая дружная команда Балтийского маяка, состоящая из 8 человек, каждый день ведет круглосуточную вахту, не забывая также поддерживать всё маячное хозяйство в идеальном состоянии, начиная от котельной и дизель-генераторов и заканчивая покраской перил и самой маячной башни.

17. Паромы на Балтийскую косу и офис "Совкомфлота".

IMG_3252.jpg

18.

IMG_3245.jpg

19. Ремонтные доки.

IMG_3304.jpg

Экскурсия начинается с главного помещения маяка, где несет вахту дежурный. Здесь находится главный пульт управления маяком и навигационными огнями Северного мола, Северо-западной дамбы, и передним створным знаком.

20. Пульт управления навигационным оборудованием гавани.

IMG_3232.jpg

21.

IMG_3235.jpg

22. Книга отзывов.

IMG_3234.jpg

В соседнем помещении расположены два дизель-генератора немецкого производства, 1952 года выпуска на случай внештатного отключения электричества. Если с одним генератором что-то случится, его всегда заменит второй. Все системы на маяке продублированы.

23. Дизель-генераторы.

IMG_3231.jpg

24.

IMG_3230.jpg

25. Котельная.

IMG_3355.jpg

И прежде чем подняться по винтовой лестнице на тридцатиметровую высоту (точная высота маяка – 33,2 метра над уровнем моря), Валерий Яковлевич рассказывает об уникальной и многогранной истории Балтийского маяка.

26.

IMG_3306.jpg

27.

IMG_3313.jpg

Первый деревянный маяк был построен в Пиллау в 1741 году на горе Пфундбуденберг, а через 70 лет, в 1813 году, начинается возведение маяка по ул. Лицентштрассе 1, в камне. Фундамент был сложен из гигантских гранитных блоков, обнесенных сваями и стянутых кованными цепями. Проектировщиком маяка стал архитектор Карл Фридрих Шинкель, однако достоверность этого оспаривается и сегодня. Строителем маяка был Иоганн Фридрих Петерсон. Через три года, маяк Пиллау был достроен. В качестве источника света, поначалу, использовалось растительное масло, потом более дешевый керосин, затем газовые лампы, и лишь 8 февраля 1913 года маяк перешёл на электрическое освещение.

28. До 1930 года цвет маяка был белым. Затем верхняя часть его стала красной.

IMG_3370.jpg

29. Решетка для слива воды.

IMG_3288.jpg

Технические характеристики Балтийского маяка:

- Год постройки: 1816 г.
- Высота маяка н.у.м.: 33,2 м.
- Дальность огня: 16 морских миль (25,75 км)
- Период: 12 сек.
- Класс маяка: первый
- Световые характеристики: 3 секунды темноты и 9 секунд постоянного света

30.

IMG_3322.jpg

31. Винтовая лестница.

IMG_3349.jpg

В годы войны маяк удивительным образом не только не был разрушен, но и практически не пострадал. В 1953 году завершилось его полное восстановление, и он стал служить Балтийскому флоту, а также всем остальным судам, заходящим в Калининградский морской канал. Вскоре, в 1967 году, маяку был присвоен престижный первый класс.

32.

6568567876.jpg

А мы тем временем по 124 ступенькам подымаемся на верхнюю площадку, где довольно жарко от работающих ламп. Первым делом Валерий Яковлевич показывает на следы от пуль и осколков на уникальной линзе Френеля (установлена в 1904 году) и каркасе оптического аппарата фирмы "Райт-Майер". При реставрации маяка их решили не трогать и оставить на память. Мощность лампы всего 1 киловатт, но за счет оптической линзы сила огня увеличивается многократно, фокусируясь в мощный световой пучок.

33.

IMG_3339.jpg

34.

IMG_3340.jpg

В отличие от других маяков, где лампа горит постоянно, а ее "мигание" обеспечивают специальные шторки, на Балтийском маяке, по схеме 3-9, мигает именно лампа. Из-за этого срок жизни лампы маленький и часто приходится их менять. Кстати, в оптическом оборудовании имеется несколько ламп и, если одна перегорает, её место по карусели займет другая, пока перегоревшая не будет заменена.

35. Каждый сегмент линзы отшлифован вручную.

IMG_3276.jpg

36.

IMG_3266.jpg

37.

IMG_3263.jpg

– Поднявшись на башню, рассказывает Валерий Яковлевич, дежурный по маяку должен в бинокль осмотреть все навигационное оборудование, а не только доверять показаниям приборов. И если где-то что-то не горит, срочно докладывается командованию, вызывается дежурный катер и определяется неисправность. Сбоя в работе маяка не должно быть ни при каких обстоятельствах.

38.

IMG_3247.jpg

39. В темное время суток, подыматься на башню за вахту приходится несколько раз, каждый раз отсчитывая 124 ступеньки.

IMG_3290.jpg

В 90х годах на маяке действовал наутофон (звуковая сигнальная установка), мощным гудком помогающий судну ориентироваться в тумане. Позже его заменили на радио оборудование.

40. Следы от пуль и осколков.

IMG_3261.jpg

41.

IMG_3293.jpg

42.

IMG_3295.jpg

Закончив экскурсию по маяку, Валерий Яковлевич приглашает меня во внутренний двор. Несмотря на серые мартовские краски и отсутствие листьев, территория с деревьями, газонами и небольшим сквериком, впечатляет своей ухоженностью. Этот сад, в свое время, посадил отец Яков Семенович.

43. Маячный дворик с высоты.

IMG_3244.jpg

44.

IMG_3364.jpg

45.

IMG_3368.jpg

Вот такой получилась моя экскурсия на старый добрый Балтийский маяк. Также хочется сказать, что этот маяк не единственный в нашем регионе. Ранее в своей статье о старом маяке в пос. Заливино (Haffwinkell / Rinderort), я вкратце упомянул все маяки, расположенные в нашей области и вторым по ценности и уникальности можно назвать еще один немецкий маяк Брюстерорт (нем. Brüsterort) на мысе Таран (высота маяка "Таран" – 31 м., высота над уровнем моря – 64 м., дальность видимости огня – 21 миля, г.п. 1846). К сожалению, доступ на этот маяк закрыт, так как он находится на территории в/ч. Но, кто знает, может когда-нибудь мне удастся посетить и его.

46. "Капсула времени" во дворике.

IMG_3360.jpg

Маяки – это путеводные звезды на земле, которые никогда не гаснут. Маяк будет светить вам в самую плохую погоду, в ужасный шторм, непрекращающуюся грозу. Вы всегда знаете, что он есть там, пусть далеко, но есть, и нужно лишь сосредоточиться, увидеть его луч и поскорее плыть к спасительной земле.

47.

IMG_3268.jpg

48.

IMG_3374.jpg

-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в Facebook, ВКонтакте и Инстаграм. Буду рад всем!
-----------------
Внимание! Все текстовые и фотоматериалы, опубликованные в моем блоге / сайте защищены ГК РФ и УК РФ. Незаконное копирование, публикация и любое иное использование (как полное, так и частичное) материалов данного блога / сайта БЕЗ моего авторского разрешения ЗАПРЕЩЕНО! Нарушители попадают под административную и уголовную ответственность в виде штрафа/компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей в соответствии со статьями 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ, а также статьей 146 "Нарушение авторских и смежных прав" УК РФ. | Attention! All the text- and photo- materials published in my blog / website are protected by the law. This material MAY NOT BE published, broadcast, rewritten or redistributed in whole or part WITHOUT MY PERSONAL PERMISSION!


Tags: #словокалининграду, 2017, baltiysk, pillau, Балтийск, Балтийский маяк, Балтийский флот, Валерий Яковлевич Безуглов, Калининградская область, Пиллау, интервью, маяк, маяк Пиллау, репортаж
Subscribe

Posts from This Journal “маяк” Tag

promo rumyantsevphoto december 22, 2018 14:27 3
Buy for 500 tokens
Сегодня у меня общий обзор 14-го пресс-тура для представителей российских СМИ в братскую Республику Беларусь, для тех, кто ещё не успел подписаться на мой Telegram канал или, в силу каких-то причин, не следил за ежедневными публикациями в Instagram, Facebook и др. соцсетях. И прежде чем…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →