?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня, в последний день марафона #словокалининграду, я, как и обещал, подготовил самое вкусное и интересное – подробнейший и эксклюзивный рассказ об одном из самых уникальных и восхитительных объектов морского наследия России – маяке "Балтийский" (бывш. "Пиллау", нем. Pillau), являющемся также самым западным маяком нашей Родины.

IMG_3945.jpg

Маяк "Балтийский", которому в этом году исполнился 201 год, находится в самом западном городке Калининградской области – Балтийске, в гавани главной базы Балтийского флота ВМФ РФ. Ещё какие-то лет 5 назад, когда Балтийский маяк был приписан к Музею ДКБФ, его можно было посетить с организованной экскурсией. Но сегодня времена изменились. Маяк перешел в ведомство МО и стал закрытым военным стратегическим объектом. Доступ на него гражданским лицам сегодня закрыт.

02.

IMG_3379.jpg

03.

IMG_3158.jpg

В своё время попасть на Балтийский маяк у меня не получилось, но учитываю мою страсть к маякам, от этой идеи я не отказался и сделал всё возможное, чтобы мечта осуществилась. Правда заветного разрешения пришлось ждать не один месяц, пока мою личность пробивали по всем каналам и согласовывали допуск. Наконец, заветная телеграмма из Штаба флота с необходимым разрешением была у меня на руках. За что хочется сказать огромнейшее спасибо своим друзьям, а также начальнику отдела информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Балтийскому флоту капитану 2 ранга В. Матвееву и, действующему на тот момент, ВРИО Командующего Балтийским флотом вице-адмиралу С. Попову.

04.

IMG_3209.jpg

05. Памятник Петру I.

IMG_3169.jpg

06.

IMG_3219.jpg

07. В назначенный день я прибыл в Балтийск, где на набережной Морского бульвара меня уже ждал смотритель маяка Валерий Яковлевич Безуглов.

IMG_3225.jpg

И прежде чем рассказать об истории самого маяка, мне хочется поделиться самым главным – биографией человека, для которого Балтийский маяк давно уже стал вторым домом и кусочком сердца. Смотритель маяка – это преемственная профессия, так как на маячника не учат ни в одном учебном заведении. Сегодня она, увы, постепенно уходит в прошлое… Современные суда оборудованы системами спутниковой навигации и без труда находят путь в родной порт в слепую, не нуждаясь в световых, звуковых и радио сигналах берегового маяка. Да и дети маячников не особо стремятся продолжать подобную бесперспективную в современном мире профессию.

08.

IMG_3330.jpg

09.

IMG_3333.jpg

Валерий Яковлевич родился в городе Павловск Воронежской области 28 января 1949 года. С родителями приехал в Балтийск, затем поступил в морской рыбопромышленный техникум на ихтиолога. Отслужил, как положено, в армии на флоте, а затем устроился в АтлантНИРО, открывшем ему дорогу в моря и океаны, в которых без малого провел 7 лет.

10.

IMG_3247.jpg

11.

IMG_3242.jpg

Тем не менее, Валерий Яковлевич не остался работать в институте, а вернулся на Балтийский маяк, чтобы продолжить дело своего отца – Якова Семеновича, работающего на маяке старшим техником. Начальником маяка в то время был Пётр Никитович Белик. А еще через семь лет уже Валерий Яковлевич становится начальником маяка. Всего же за плечами этого удивительного человека уже более 20 лет преданной маячной службы. Даже друзья давно уже в шутку называют его не иначе, как Валерием Маяковичем.

12.

IMG_3273.jpg

13.

IMG_3336.jpg

Несмотря на современные навигационные системы кораблей, Балтийский маяк всё также верно служит своему делу. Ведь любые маяки – это ещё и объекты, на протяжении столетий, обладающие колоссальной энергетикой. – Судно идет в гавань по приборам, но, когда люди на капитанском мостике видят свет родного маяка, на душе становится как-то сразу спокойнее и радостнее, – рассказывает Валерий Яковлевич. Да и заходя в фарватер Калининградского морского канала, кораблю проще ориентироваться по огню маяка и дополнительным огням на Северном моле.

14. Балтийская коса и мол.

IMG_3317.jpg

15. Башня АРТП-1 "Балтийская коса" системы управления движением судов (СУДС) порта Калининград.

IMG_3177.jpg

16. Пункт лоцманской службы.

IMG_3303.jpg

Небольшая дружная команда Балтийского маяка, состоящая из 8 человек, каждый день ведет круглосуточную вахту, не забывая также поддерживать всё маячное хозяйство в идеальном состоянии, начиная от котельной и дизель-генераторов и заканчивая покраской перил и самой маячной башни.

17. Паромы на Балтийскую косу и офис "Совкомфлота".

IMG_3252.jpg

18.

IMG_3245.jpg

19. Ремонтные доки.

IMG_3304.jpg

Экскурсия начинается с главного помещения маяка, где несет вахту дежурный. Здесь находится главный пульт управления маяком и навигационными огнями Северного мола, Северо-западной дамбы, и передним створным знаком.

20. Пульт управления навигационным оборудованием гавани.

IMG_3232.jpg

21.

IMG_3235.jpg

22. Книга отзывов.

IMG_3234.jpg

В соседнем помещении расположены два дизель-генератора немецкого производства, 1952 года выпуска на случай внештатного отключения электричества. Если с одним генератором что-то случится, его всегда заменит второй. Все системы на маяке продублированы.

23. Дизель-генераторы.

IMG_3231.jpg

24.

IMG_3230.jpg

25. Котельная.

IMG_3355.jpg

И прежде чем подняться по винтовой лестнице на тридцатиметровую высоту (точная высота маяка – 33,2 метра над уровнем моря), Валерий Яковлевич рассказывает об уникальной и многогранной истории Балтийского маяка.

26.

IMG_3306.jpg

27.

IMG_3313.jpg

Первый деревянный маяк был построен в Пиллау в 1741 году на горе Пфундбуденберг, а через 70 лет, в 1813 году, начинается возведение маяка по ул. Лицентштрассе 1, в камне. Фундамент был сложен из гигантских гранитных блоков, обнесенных сваями и стянутых кованными цепями. Проектировщиком маяка стал архитектор Карл Фридрих Шинкель, однако достоверность этого оспаривается и сегодня. Строителем маяка был Иоганн Фридрих Петерсон. Через три года, маяк Пиллау был достроен. В качестве источника света, поначалу, использовалось растительное масло, потом более дешевый керосин, затем газовые лампы, и лишь 8 февраля 1913 года маяк перешёл на электрическое освещение.

28. До 1930 года цвет маяка был белым. Затем верхняя часть его стала красной.

IMG_3370.jpg

29. Решетка для слива воды.

IMG_3288.jpg

Технические характеристики Балтийского маяка:

- Год постройки: 1816 г.
- Высота маяка н.у.м.: 33,2 м.
- Дальность огня: 16 морских миль (25,75 км)
- Период: 12 сек.
- Класс маяка: первый
- Световые характеристики: 3 секунды темноты и 9 секунд постоянного света

30.

IMG_3322.jpg

31. Винтовая лестница.

IMG_3349.jpg

В годы войны маяк удивительным образом не только не был разрушен, но и практически не пострадал. В 1953 году завершилось его полное восстановление, и он стал служить Балтийскому флоту, а также всем остальным судам, заходящим в Калининградский морской канал. Вскоре, в 1967 году, маяку был присвоен престижный первый класс.

32.

6568567876.jpg

А мы тем временем по 124 ступенькам подымаемся на верхнюю площадку, где довольно жарко от работающих ламп. Первым делом Валерий Яковлевич показывает на следы от пуль и осколков на уникальной линзе Френеля (установлена в 1904 году) и каркасе оптического аппарата фирмы "Райт-Майер". При реставрации маяка их решили не трогать и оставить на память. Мощность лампы всего 1 киловатт, но за счет оптической линзы сила огня увеличивается многократно, фокусируясь в мощный световой пучок.

33.

IMG_3339.jpg

34.

IMG_3340.jpg

В отличие от других маяков, где лампа горит постоянно, а ее "мигание" обеспечивают специальные шторки, на Балтийском маяке, по схеме 3-9, мигает именно лампа. Из-за этого срок жизни лампы маленький и часто приходится их менять. Кстати, в оптическом оборудовании имеется несколько ламп и, если одна перегорает, её место по карусели займет другая, пока перегоревшая не будет заменена.

35. Каждый сегмент линзы отшлифован вручную.

IMG_3276.jpg

36.

IMG_3266.jpg

37.

IMG_3263.jpg

– Поднявшись на башню, рассказывает Валерий Яковлевич, дежурный по маяку должен в бинокль осмотреть все навигационное оборудование, а не только доверять показаниям приборов. И если где-то что-то не горит, срочно докладывается командованию, вызывается дежурный катер и определяется неисправность. Сбоя в работе маяка не должно быть ни при каких обстоятельствах.

38.

IMG_3247.jpg

39. В темное время суток, подыматься на башню за вахту приходится несколько раз, каждый раз отсчитывая 124 ступеньки.

IMG_3290.jpg

В 90х годах на маяке действовал наутофон (звуковая сигнальная установка), мощным гудком помогающий судну ориентироваться в тумане. Позже его заменили на радио оборудование.

40. Следы от пуль и осколков.

IMG_3261.jpg

41.

IMG_3293.jpg

42.

IMG_3295.jpg

Закончив экскурсию по маяку, Валерий Яковлевич приглашает меня во внутренний двор. Несмотря на серые мартовские краски и отсутствие листьев, территория с деревьями, газонами и небольшим сквериком, впечатляет своей ухоженностью. Этот сад, в свое время, посадил отец Яков Семенович.

43. Маячный дворик с высоты.

IMG_3244.jpg

44.

IMG_3364.jpg

45.

IMG_3368.jpg

Вот такой получилась моя экскурсия на старый добрый Балтийский маяк. Также хочется сказать, что этот маяк не единственный в нашем регионе. Ранее в своей статье о старом маяке в пос. Заливино (Haffwinkell / Rinderort), я вкратце упомянул все маяки, расположенные в нашей области и вторым по ценности и уникальности можно назвать еще один немецкий маяк Брюстерорт (нем. Brüsterort) на мысе Таран (высота маяка "Таран" – 31 м., высота над уровнем моря – 64 м., дальность видимости огня – 21 миля, г.п. 1846). К сожалению, доступ на этот маяк закрыт, так как он находится на территории в/ч. Но, кто знает, может когда-нибудь мне удастся посетить и его.

46. "Капсула времени" во дворике.

IMG_3360.jpg

Маяки – это путеводные звезды на земле, которые никогда не гаснут. Маяк будет светить вам в самую плохую погоду, в ужасный шторм, непрекращающуюся грозу. Вы всегда знаете, что он есть там, пусть далеко, но есть, и нужно лишь сосредоточиться, увидеть его луч и поскорее плыть к спасительной земле.

47.

IMG_3268.jpg

48.

IMG_3374.jpg

-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в Facebook, ВКонтакте и Инстаграм. Буду рад всем!
-----------------
Внимание! Все текстовые и фотоматериалы, опубликованные в моем блоге / сайте защищены ГК РФ и УК РФ. Незаконное копирование, публикация и любое иное использование (как полное, так и частичное) материалов данного блога / сайта БЕЗ моего авторского разрешения ЗАПРЕЩЕНО! Нарушители попадают под административную и уголовную ответственность в виде штрафа/компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей в соответствии со статьями 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ, а также статьей 146 "Нарушение авторских и смежных прав" УК РФ. | Attention! All the text- and photo- materials published in my blog / website are protected by the law. This material MAY NOT BE published, broadcast, rewritten or redistributed in whole or part WITHOUT MY PERSONAL PERMISSION!


Posts from This Journal by “маяк” Tag

promo rumyantsevphoto december 22, 14:27 3
Buy for 500 tokens
Сегодня у меня общий обзор 14-го пресс-тура для представителей российских СМИ в братскую Республику Беларусь, для тех, кто ещё не успел подписаться на мой Telegram канал или, в силу каких-то причин, не следил за ежедневными публикациями в Instagram, Facebook и др. соцсетях. И прежде чем…

Comments

( 70 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
alkopona
Dec. 10th, 2017 05:09 pm (UTC)
Красавец, но непривычно маяк среди домов видеть)))
rumyantsevphoto
Dec. 10th, 2017 05:17 pm (UTC)
Так за ним уже сразу набережная. Так везде в подобных городках.
(no subject) - alkopona - Dec. 10th, 2017 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Dec. 10th, 2017 05:27 pm (UTC) - Expand
platpaul
Dec. 10th, 2017 06:51 pm (UTC)
отличный пост!!!
rumyantsevphoto
Dec. 10th, 2017 06:53 pm (UTC)
Долго я собирался с силами его написать.
(no subject) - augustino - Dec. 12th, 2017 05:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Dec. 12th, 2017 05:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - feodorij - Dec. 12th, 2017 06:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Dec. 12th, 2017 07:02 am (UTC) - Expand
ren_ar
Dec. 10th, 2017 07:36 pm (UTC)
И правда отличный пост, крайне интересный! Виды с маяка шикарнейшие!
rumyantsevphoto
Dec. 10th, 2017 07:55 pm (UTC)
Спасибо! Рад, что смог на него попасть. Теперь бы на Таран... но пока это мне представляется нереальным.
ruslanviktorov
Dec. 10th, 2017 08:23 pm (UTC)
Последняя фотка отличная)
Да и виды тоже, сам маяк тоже понравился
rumyantsevphoto
Dec. 10th, 2017 08:27 pm (UTC)
Ага, очень добрая фотка вышла. Спасибо, Руслан!
funtic_luntic
Dec. 10th, 2017 09:54 pm (UTC)
Андрей, спасибо за интересные посты и хорошие фотографии! Благодаря им еще больше люблю нашу необычную область!
rumyantsevphoto
Dec. 11th, 2017 06:31 am (UTC)
И вам спасибо, что читаете!
wlad_1978
Dec. 10th, 2017 10:43 pm (UTC)
хорошие фото
rumyantsevphoto
Dec. 11th, 2017 06:30 am (UTC)
Спасибо! Погода была, мягко говоря, не очень в этот день.
glukovarenik
Dec. 11th, 2017 04:48 am (UTC)
Ух, круто!
Значит, так просто не попасть, жалко. Мы каждый раз проезжаем мимо... и мимо.
rumyantsevphoto
Dec. 11th, 2017 06:29 am (UTC)
В музее мне сказали, что будут пытаться, чтобы маяк вновь отдали им, тогда доступ возможно откроют... но будет ли так, или нет, неизвестно... ситуация в геополитике сейчас непростая. Зато сегодня можно посетить крепость Пиллау, что пару лет назад было сделать нереально.
(no subject) - glukovarenik - Dec. 11th, 2017 06:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Dec. 11th, 2017 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - pindzak - Dec. 12th, 2017 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Dec. 12th, 2017 09:51 am (UTC) - Expand
tanechka_s
Dec. 11th, 2017 05:16 pm (UTC)
Такой приятный смотритель! А маяки всегда будут нужны, для души ))
rumyantsevphoto
Dec. 11th, 2017 08:09 pm (UTC)
Очень добрый и интересно рассказывает. Маяки, да, обладают какой-то магией.. давно это по себе заметил.
ass_ruero
Dec. 11th, 2017 05:17 pm (UTC)
Отжали у немцев генераторы!
rumyantsevphoto
Dec. 11th, 2017 08:10 pm (UTC)
Вообще-то они послевоенные... почему отжали то?
(no subject) - Чиф - Dec. 12th, 2017 09:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Dec. 12th, 2017 09:48 am (UTC) - Expand
livejournal
Dec. 11th, 2017 05:27 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
ep_malvina
Dec. 11th, 2017 08:15 pm (UTC)
Маяк любимый и красивый.
Очень понравился рассказ и об истории маяка, и о смотрителе его.
Прекрасно выглядит человек, подтянутый, с военной выправкой.
Хорошие люди на морской службе в Балтийске!


(Мы с дочерью рядышком жили летом 2000, квартиру снимали у пожилой хозяйки, у неё был кот Ваучер.)

rumyantsevphoto
Dec. 11th, 2017 08:16 pm (UTC)
Какое здоровское имя у кота! Маяк, да, великолепный!
buka_jaz
Dec. 11th, 2017 08:42 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно и познавательно.
rumyantsevphoto
Dec. 11th, 2017 08:46 pm (UTC)
Рад, что понравился репортаж и статья!
al_maximov
Dec. 11th, 2017 09:12 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно. Я был там в 90-х, сейчас все гораздо приличнее, тогда было сильно обшарпано.
Маяк этот, кстати, попал в стихотворение Бродского.

В ганзейской гостинице "Якорь",
где мухи садятся на сахар,
где боком в канале глубоком
эсминцы плывут мимо окон,

я сиживал в обществе кружки,
глазея на мачты и пушки
и совесть свою от укора
спасая бутылкой кагора.

Музыка гремела на танцах,
солдаты всходили на транспорт,
сгибая суконные бедра.
Маяк им подмигивал бодро.

И часто до боли в затылке
о сходстве его и бутылки
я думал, лишенный режимом
знакомства с его содержимым.
...

А вам, значит, знакомство с содержимым удалось)

rumyantsevphoto
Dec. 11th, 2017 09:26 pm (UTC)
Да, до сих пор удивляюсь, что всё получилось. Сейчас сменилось руководство Балтфлота и неизвестно, получилось бы сегодня... За стих спасибо!
3d_shka
Dec. 12th, 2017 05:28 am (UTC)
раритет..
rumyantsevphoto
Dec. 12th, 2017 05:31 am (UTC)
Сейчас таких уже не строят по понятным причинам. А современные маяки и маяками то назвать сложно... фонарик на столбе, или на вышке...
(no subject) - 3d_shka - Dec. 12th, 2017 06:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Dec. 12th, 2017 06:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - 3d_shka - Dec. 12th, 2017 06:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Dec. 12th, 2017 06:47 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 70 comments — Leave a comment )

Profile

rumyantsevphoto
Андрей Румянцев
Rumyantsev Photo

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com