Андрей Румянцев (rumyantsevphoto) wrote,
Андрей Румянцев
rumyantsevphoto

Categories:

Ворота Кёнигсберга. Фридрихсбургские ворота.

Продолжу свой рассказ о воротах Кёнигсберга. Итак, оставив позади Железнодорожные ворота, я вышел на ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße). Мой дальнейший путь лежал в направлении автомобильного и железнодорожного моста через реку Преголя.

P0008402.jpg

Через пару сотен метров передо мной возникла огромная громада двухъярусного моста, а чуть правее проглядывалось здание бывшей станции Bahnhof Holländerbaum, сохранившейся до наших дней. Сейчас в этом здании расположилась Калининградская областная таможня.

02. Здание бывшего вокзала Bahnhof Holländerbaum сохранилось до наших дней.

8568457.jpg

Но, прежде чем вступить на мост, я решил подойти к краю набережной, чтобы полюбоваться видом реки Преголя. Была довольно ясная погода и противоположный берег хорошо просматривался. Там, гордо возвышаясь над невысокими близлежащими постройками, виднелись мощные башни Фридрихсбургских ворот. Именно эти ворота и являются следующей остановочной точкой нашего путешествия.

03. Фридрихсбургские ворота, ещё с целыми башнями.

5768970.jpg

Сделав несколько кадров, видневшихся на противоположном берегу, ворот, я направился к громыхающему двухъярусному мосту (бывш. Reichsbahnbrucke). Оригинальный мост был взорван отступающими немцами в 1945 году, но уже в 1959-60 гг. мост был полностью восстановлен и перестроен. Уникальный механизм, разворачивающий 1000-тонную махину всего за 2.5 минуты, был безвозвратно уничтожен, поэтому современный мост приобрел новый, уже вертикальный, разводной механизм, исправно работающий и по сей день.

04. Одной башни уже нет.

6746431.jpg

Стоит заметить, что здесь, недалеко от моста, на пересечении ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße) и набережной Маршала Баграмяна (бывш. Holländerbaum Straße), ранее находились еще одни ворота – Холлэндербаумские (нем. Holländerbaum Tor), которые были снесены в начале XX века.

Перейдя мост, заворачиваем налево на ул. Портовую (бывш. Friedrichsburger Straße), где, среди многочисленных складов и автоцентров, расположены, интересующие нас, Фридрихсбургские ворота (нем. Friedrichsburg Tor). Забегая вперед, скажу, что данные ворота не имеют отношения к городским воротам Кёнигсберга, так как они вели не в город, а в небольшой форт, но, тем не менее, они по-своему красивы и интересны.

05.

P0008465.jpg

Давным-давно, в 1657 году, на левом берегу Прегеля, для защиты Кёнигсберга со стороны моря, а также контроля водного пути к крепости Пиллау (совр. г. Балтийск), по приказу курфюрста бранденбургского Фридриха Вильгельма, была заложена крепость Фридрихсбург, а одноименные ворота, построенные несколько позже, выполняли пропускную функцию через защитный вал крепости.

06. Ворота полностью отреставрированы.

P0008457.jpg

Проект крепости был разработан прусским инженером и математиком Христианом Оттером (1598—1660). Ему принадлежит изобретение голландской системы постройки крепостей, которую он успешно применил и при строительстве крепости Фридрихсбург, окружив ее широким, заполненным водой рвом. Строительством крепости руководил Георг Нойманн. Первым же комендантом крепости Фридрихсбург был назначен голландский инженер-полковник Герхард фон Бельгульм.

07.

P0008419.jpg

По форме небольшая крепость напоминала правильный квадрат, с четырех сторон защищенная земляными бастионами. Внутри крепости располагались казармы, тюрьма, продовольственные и оружейные склады, таможенная служба и небольшая кирха. В 1858 году модернизированная крепость, получившая статус форта, вошла в состав Второго вального укрепления. Тогда же, по проекту Фридриха Августа Штюлера, со стороны города, к форту были пристроены кирпичные Фридрихсбургские ворота.

08.

P0008403.jpg

Ворота, поражающие своей тяжеловесностью, были построены из обожжённого клинкерного кирпича в стиле Тюдор – английском течении неоготики. Своды сквозного проезда выполнены в традиционном бочарном стиле, а казематов, расположенных по бокам ворот, в крестовом.

09. В воротах живет один из прусских котов Кёнигсберга - Калининграда.

P0008397.jpg

Если внимательно приглядеться к воротам, то мы увидим, что стены, а также сложные архитектурные украшения над въездной аркой выполнены из кирпича различного цвета и формы, что говорит о высоком мастерстве строителей XIX века. На лицевом фасаде ворот до наших дней сохранилась черная готическая надпись "Friedrichsburg" и горельеф прусского орла.

10.

P0008416.jpg

Слева и справа от арочного прохода расположены массивные круглые башни, украшенные декоративными зубцами. Необычны и интересны названия башен: "Рубин", "Жемчуг", "Алмаз" и "Смарагд (Изумруд)". Каждая башня имеет шесть круглых и четыре стрельчатых окна – бойниц.

11.

P0008418.jpg

23 августа 1910 года форт перестал быть военным объектом, и был передан управлению Имперской железной дороги. Через 10 лет бастионы были полностью разобраны, а рвы засыпаны, чтобы освободить место под железнодорожные пути товарной станции и не мешать строительству железнодорожного моста.

12. Котик, привет!

P0008400.jpg

После Великой Отечественной войны ворота были сильно повреждены и находились под угрозой сноса, однако в 1960 году они все же получили статус Памятника архитектуры, но это не спасало их от дальнейшего разрушения и бесхозности.

13. Территория ворот и Историко-культурный центр "Корабельное воскресение".

P0008463.jpg

И вот, примерно в 2011 году, наконец-то, наступил светлый период в послевоенной истории ворот. Разрушающиеся ворота взял под свое крыло Музей Мирового океана. По ФЦП "Культура" было выделено более 20 млн. рублей на реставрацию и придание воротам изначального архитектурного образа. Сложность заключается в том, что для реставрации ворот требуется особый кирпич, закупаемый в Латвии, а уже на месте из него вырезаются нужные фигурные элементы.

14. Внутри ворот.

P0008425.jpg

Директор компании ООО "Азимут-строй", выполняющей реставрацию ворот, Александр Фещенко обмолвился, что, в сравнении с Королевскими воротами, здесь дела обстоят намного сложнее, так как для многочисленных элементов требуется 46 видов разных кирпичей.

15.

P0008444.jpg

По завершению всех работ, в воротах, в рамках обширной программы Музея Мирового океана по сохранению и популяризации морского наследия России, открылся Историко-культурный центр "Корабельное воскресение". Центр посвящен истории кораблестроения и возрождению исторических судов. Именно здесь вы можете не только познакомиться с историей кораблестроения, но и принять непосредственное участие в воссоздании исторического судна.

16.

P0008450.jpg

17.

P0008456.jpg

Историко-культурный центр включает в себя два музейных комплекса, Фридрихсбургские ворота и Лодейный двор, и является одной из площадок проведения массовых праздничных мероприятий, исторических реконструкций для калининградцев и гостей города. К примеру, можете посмотреть мой интересный репортаж с фестиваля мастеров кузнечного дела "Кузнечное Воскресение".

18. Кабинет Петра I.

P0008437.jpg

19.

P0008427.jpg

В заключение рассказа о Фридрихсбургских воротах, я хочу отметить еще один интересный исторический факт. В 1697 году крепость Фридрихсбург, с целью обучения артиллерийским навыкам, под именем урядника Петра Михайлова, посетил Пётр I. А всего, русский царь посещал Кёнигсберг, аж 8 раз! Обучался Пётр I также и в Крепости Пиллау, о чем я также ранее уже подробно рассказывал.

20.

P0008447.jpg

21.

P0008452.jpg

22.

P0008438.jpg

23.

P0008441.jpg

Бранденбургский полковник фон Штернфельд, выступивший в роли учителя, дал высокую оценку своему ученику. По возвращении в Москву Петр I получил аттестат, в котором говорилось: "Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника".

24.

P0008422.jpg

Продолжение следует…

-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в Facebook, ВКонтакте и Инстаграм. Буду рад всем!
-----------------
Внимание! Все текстовые и фотоматериалы, опубликованные в моем блоге / сайте защищены ГК РФ и УК РФ. Незаконное копирование, публикация и любое иное использование (как полное, так и частичное) материалов данного блога / сайта БЕЗ моего авторского разрешения ЗАПРЕЩЕНО! Нарушители попадают под административную и уголовную ответственность в виде штрафа/компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей в соответствии со статьями 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ, а также статьей 146 "Нарушение авторских и смежных прав" УК РФ. | Attention! All the text- and photo- materials published in my blog / website are protected by the law. This material MAY NOT BE published, broadcast, rewritten or redistributed in whole or part WITHOUT MY PERSONAL PERMISSION!


Tags: #словокалининграду, 2017, Königsberg, bahnhof hollanderbaum, friedrichsburg tor, kenigsberg, Восточная Пруссия, Калининград, Кёнигсберг, Петр I, Фридрихсбургские ворота, архитектура, ворота в Калининграде, крепость Фридрихсбург, прусский кот
Subscribe

Posts from This Journal “#словокалининграду” Tag

promo rumyantsevphoto december 22, 14:27 3
Buy for 500 tokens
Сегодня у меня общий обзор 14-го пресс-тура для представителей российских СМИ в братскую Республику Беларусь, для тех, кто ещё не успел подписаться на мой Telegram канал или, в силу каких-то причин, не следил за ежедневными публикациями в Instagram, Facebook и др. соцсетях. И прежде чем…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments