?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжу свой рассказ о воротах Кёнигсберга. Итак, оставив позади Железнодорожные ворота, я вышел на ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße). Мой дальнейший путь лежал в направлении автомобильного и железнодорожного моста через реку Преголя.

P0008402.jpg

Через пару сотен метров передо мной возникла огромная громада двухъярусного моста, а чуть правее проглядывалось здание бывшей станции Bahnhof Holländerbaum, сохранившейся до наших дней. Сейчас в этом здании расположилась Калининградская областная таможня.

02. Здание бывшего вокзала Bahnhof Holländerbaum сохранилось до наших дней.

8568457.jpg

Но, прежде чем вступить на мост, я решил подойти к краю набережной, чтобы полюбоваться видом реки Преголя. Была довольно ясная погода и противоположный берег хорошо просматривался. Там, гордо возвышаясь над невысокими близлежащими постройками, виднелись мощные башни Фридрихсбургских ворот. Именно эти ворота и являются следующей остановочной точкой нашего путешествия.

03. Фридрихсбургские ворота, ещё с целыми башнями.

5768970.jpg

Сделав несколько кадров, видневшихся на противоположном берегу, ворот, я направился к громыхающему двухъярусному мосту (бывш. Reichsbahnbrucke). Оригинальный мост был взорван отступающими немцами в 1945 году, но уже в 1959-60 гг. мост был полностью восстановлен и перестроен. Уникальный механизм, разворачивающий 1000-тонную махину всего за 2.5 минуты, был безвозвратно уничтожен, поэтому современный мост приобрел новый, уже вертикальный, разводной механизм, исправно работающий и по сей день.

04. Одной башни уже нет.

6746431.jpg

Стоит заметить, что здесь, недалеко от моста, на пересечении ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße) и набережной Маршала Баграмяна (бывш. Holländerbaum Straße), ранее находились еще одни ворота – Холлэндербаумские (нем. Holländerbaum Tor), которые были снесены в начале XX века.

Перейдя мост, заворачиваем налево на ул. Портовую (бывш. Friedrichsburger Straße), где, среди многочисленных складов и автоцентров, расположены, интересующие нас, Фридрихсбургские ворота (нем. Friedrichsburg Tor). Забегая вперед, скажу, что данные ворота не имеют отношения к городским воротам Кёнигсберга, так как они вели не в город, а в небольшой форт, но, тем не менее, они по-своему красивы и интересны.

05.

P0008465.jpg

Давным-давно, в 1657 году, на левом берегу Прегеля, для защиты Кёнигсберга со стороны моря, а также контроля водного пути к крепости Пиллау (совр. г. Балтийск), по приказу курфюрста бранденбургского Фридриха Вильгельма, была заложена крепость Фридрихсбург, а одноименные ворота, построенные несколько позже, выполняли пропускную функцию через защитный вал крепости.

06. Ворота полностью отреставрированы.

P0008457.jpg

Проект крепости был разработан прусским инженером и математиком Христианом Оттером (1598—1660). Ему принадлежит изобретение голландской системы постройки крепостей, которую он успешно применил и при строительстве крепости Фридрихсбург, окружив ее широким, заполненным водой рвом. Строительством крепости руководил Георг Нойманн. Первым же комендантом крепости Фридрихсбург был назначен голландский инженер-полковник Герхард фон Бельгульм.

07.

P0008419.jpg

По форме небольшая крепость напоминала правильный квадрат, с четырех сторон защищенная земляными бастионами. Внутри крепости располагались казармы, тюрьма, продовольственные и оружейные склады, таможенная служба и небольшая кирха. В 1858 году модернизированная крепость, получившая статус форта, вошла в состав Второго вального укрепления. Тогда же, по проекту Фридриха Августа Штюлера, со стороны города, к форту были пристроены кирпичные Фридрихсбургские ворота.

08.

P0008403.jpg

Ворота, поражающие своей тяжеловесностью, были построены из обожжённого клинкерного кирпича в стиле Тюдор – английском течении неоготики. Своды сквозного проезда выполнены в традиционном бочарном стиле, а казематов, расположенных по бокам ворот, в крестовом.

09. В воротах живет один из прусских котов Кёнигсберга - Калининграда.

P0008397.jpg

Если внимательно приглядеться к воротам, то мы увидим, что стены, а также сложные архитектурные украшения над въездной аркой выполнены из кирпича различного цвета и формы, что говорит о высоком мастерстве строителей XIX века. На лицевом фасаде ворот до наших дней сохранилась черная готическая надпись "Friedrichsburg" и горельеф прусского орла.

10.

P0008416.jpg

Слева и справа от арочного прохода расположены массивные круглые башни, украшенные декоративными зубцами. Необычны и интересны названия башен: "Рубин", "Жемчуг", "Алмаз" и "Смарагд (Изумруд)". Каждая башня имеет шесть круглых и четыре стрельчатых окна – бойниц.

11.

P0008418.jpg

23 августа 1910 года форт перестал быть военным объектом, и был передан управлению Имперской железной дороги. Через 10 лет бастионы были полностью разобраны, а рвы засыпаны, чтобы освободить место под железнодорожные пути товарной станции и не мешать строительству железнодорожного моста.

12. Котик, привет!

P0008400.jpg

После Великой Отечественной войны ворота были сильно повреждены и находились под угрозой сноса, однако в 1960 году они все же получили статус Памятника архитектуры, но это не спасало их от дальнейшего разрушения и бесхозности.

13. Территория ворот и Историко-культурный центр "Корабельное воскресение".

P0008463.jpg

И вот, примерно в 2011 году, наконец-то, наступил светлый период в послевоенной истории ворот. Разрушающиеся ворота взял под свое крыло Музей Мирового океана. По ФЦП "Культура" было выделено более 20 млн. рублей на реставрацию и придание воротам изначального архитектурного образа. Сложность заключается в том, что для реставрации ворот требуется особый кирпич, закупаемый в Латвии, а уже на месте из него вырезаются нужные фигурные элементы.

14. Внутри ворот.

P0008425.jpg

Директор компании ООО "Азимут-строй", выполняющей реставрацию ворот, Александр Фещенко обмолвился, что, в сравнении с Королевскими воротами, здесь дела обстоят намного сложнее, так как для многочисленных элементов требуется 46 видов разных кирпичей.

15.

P0008444.jpg

По завершению всех работ, в воротах, в рамках обширной программы Музея Мирового океана по сохранению и популяризации морского наследия России, открылся Историко-культурный центр "Корабельное воскресение". Центр посвящен истории кораблестроения и возрождению исторических судов. Именно здесь вы можете не только познакомиться с историей кораблестроения, но и принять непосредственное участие в воссоздании исторического судна.

16.

P0008450.jpg

17.

P0008456.jpg

Историко-культурный центр включает в себя два музейных комплекса, Фридрихсбургские ворота и Лодейный двор, и является одной из площадок проведения массовых праздничных мероприятий, исторических реконструкций для калининградцев и гостей города. К примеру, можете посмотреть мой интересный репортаж с фестиваля мастеров кузнечного дела "Кузнечное Воскресение".

18. Кабинет Петра I.

P0008437.jpg

19.

P0008427.jpg

В заключение рассказа о Фридрихсбургских воротах, я хочу отметить еще один интересный исторический факт. В 1697 году крепость Фридрихсбург, с целью обучения артиллерийским навыкам, под именем урядника Петра Михайлова, посетил Пётр I. А всего, русский царь посещал Кёнигсберг, аж 8 раз! Обучался Пётр I также и в Крепости Пиллау, о чем я также ранее уже подробно рассказывал.

20.

P0008447.jpg

21.

P0008452.jpg

22.

P0008438.jpg

23.

P0008441.jpg

Бранденбургский полковник фон Штернфельд, выступивший в роли учителя, дал высокую оценку своему ученику. По возвращении в Москву Петр I получил аттестат, в котором говорилось: "Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника".

24.

P0008422.jpg

Продолжение следует…

-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в Facebook, ВКонтакте и Инстаграм. Буду рад всем!
-----------------
Внимание! Все текстовые и фотоматериалы, опубликованные в моем блоге / сайте защищены ГК РФ и УК РФ. Незаконное копирование, публикация и любое иное использование (как полное, так и частичное) материалов данного блога / сайта БЕЗ моего авторского разрешения ЗАПРЕЩЕНО! Нарушители попадают под административную и уголовную ответственность в виде штрафа/компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей в соответствии со статьями 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ, а также статьей 146 "Нарушение авторских и смежных прав" УК РФ. | Attention! All the text- and photo- materials published in my blog / website are protected by the law. This material MAY NOT BE published, broadcast, rewritten or redistributed in whole or part WITHOUT MY PERSONAL PERMISSION!


Subscribe to  rumyantsevphoto

Posts from This Journal by “#словокалининграду” Tag

promo rumyantsevphoto september 13, 2015 18:46 71
Buy for 10 tokens
В Норвегии – стране своей мечты, я пробыл всего три дня… Достаточно ли этих дней, чтобы получить, хотя бы минимальное представление о стране, ее культуре, людях, кухне? Конечно же, нет. Но, я все же попытаюсь дать оценку Норвегии, поделиться своими впечатлениями, а также дать ряд советов людям,…

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
zlobin_aa
Dec. 9th, 2017 12:13 pm (UTC)
Кайфанул от частички морской истории, спасибо!
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 12:18 pm (UTC)
Приветствую! Еле успеваю публиковаться, работаю в бешеном темпе. Там пару дней назад выкладывал еще про плавучий маяк пост, думаю, тебе он будет интересен. А самый интересный репортаж будет завтра вечером, если успею доделать.
(no subject) - zlobin_aa - Dec. 9th, 2017 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Dec. 9th, 2017 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zlobin_aa - Dec. 9th, 2017 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Dec. 9th, 2017 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zlobin_aa - Dec. 9th, 2017 02:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - padunskiy - Dec. 12th, 2017 08:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - zlobin_aa - Dec. 12th, 2017 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - padunskiy - Dec. 13th, 2017 01:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - zlobin_aa - Dec. 13th, 2017 04:38 am (UTC) - Expand
alkopona
Dec. 9th, 2017 12:14 pm (UTC)
А вот это шикарные ворота, ну и котейка при деле.
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 12:19 pm (UTC)
Ещё парочку ворот планирую доделать сегодня-завтра. А остальные уже оставлю на будущее, скорее всего на январь.
yarowind
Dec. 9th, 2017 12:21 pm (UTC)
Очень колоритные ворота, одни из самых любимых в Калининграде.
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 12:23 pm (UTC)
А у меня они самые любимые всегда были, ещё с детства.
jjnatt
Dec. 9th, 2017 01:01 pm (UTC)
Великолепный материал, Андрей! Спасибо.
Утащу в свою копилку истории Кёнигсберга-Калининграда
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 01:09 pm (UTC)
Спасибо! Работаем над следующими воротами.
(no subject) - jjnatt - Dec. 9th, 2017 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Dec. 9th, 2017 01:24 pm (UTC) - Expand
upashi
Dec. 9th, 2017 01:50 pm (UTC)
Как же круто, что ухожены и сохранены!!!!
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 01:55 pm (UTC)
У нас почти все в идеальном состоянии. А самые крутые ворота, в музейном плане, будут завтра.
kaliningradblog
Dec. 9th, 2017 02:14 pm (UTC)
Опять я полез рассматривать старые карты :)

Оказывается, рядом с кругом Буткова-Московский находился завод Union Giesserei ( который дорожные решётки выпускал) .
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 02:21 pm (UTC)
Вот этого я не знал. Ценные сведения.
(no subject) - kaliningradblog - Dec. 9th, 2017 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Dec. 9th, 2017 02:56 pm (UTC) - Expand
livejournal
Dec. 9th, 2017 02:28 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
teufelus
Dec. 9th, 2017 03:13 pm (UTC)
Неужели, у нас иногда умеют качественно реставрировать?! О_О
приятно видеть!
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 06:54 pm (UTC)
Почти все ворота, требующие серьезной реставрации, были восстановлены с привлечением лучших российских реставраторов, в том числе и из Эрмитажа. Ну и хорошо, что сохранилось множество довоенных фото.
estelia
Dec. 9th, 2017 05:12 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно.
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 06:52 pm (UTC)
Рад, что вам понравилось.
wlad_1978
Dec. 9th, 2017 05:33 pm (UTC)
ворота рельно красивые
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 06:51 pm (UTC)
Как маленькая крепость.
Алла Смолина
Jun. 9th, 2018 08:55 am (UTC)
Здравствуйте.
Подскажите, пожалуйста, один ответ, с чем я немного запуталась.
Холландербаумовские ворота Кёнигсберга - это и есть Железнодорожные?
rumyantsevphoto
Jun. 9th, 2018 08:59 am (UTC)
Добрый день! Нет. Эти ворота были снесены в начале XX века и находились рядом с Двухъярусным мостом и одноименной станцией на другой ж/д ветке. Путаница из-за того, что и те и другие железнодорожные по типу, но разные по названию.
(no subject) - Алла Смолина - Jun. 9th, 2018 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Jun. 9th, 2018 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - Алла Смолина - Jun. 9th, 2018 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Jun. 9th, 2018 10:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - Алла Смолина - Jun. 9th, 2018 10:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Jun. 9th, 2018 10:20 am (UTC) - Expand
( 41 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com