?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжу свой рассказ о воротах Кёнигсберга. Итак, оставив позади Железнодорожные ворота, я вышел на ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße). Мой дальнейший путь лежал в направлении автомобильного и железнодорожного моста через реку Преголя.

P0008402.jpg

Через пару сотен метров передо мной возникла огромная громада двухъярусного моста, а чуть правее проглядывалось здание бывшей станции Bahnhof Holländerbaum, сохранившейся до наших дней. Сейчас в этом здании расположилась Калининградская областная таможня.

02. Здание бывшего вокзала Bahnhof Holländerbaum сохранилось до наших дней.

8568457.jpg

Но, прежде чем вступить на мост, я решил подойти к краю набережной, чтобы полюбоваться видом реки Преголя. Была довольно ясная погода и противоположный берег хорошо просматривался. Там, гордо возвышаясь над невысокими близлежащими постройками, виднелись мощные башни Фридрихсбургских ворот. Именно эти ворота и являются следующей остановочной точкой нашего путешествия.

03. Фридрихсбургские ворота, ещё с целыми башнями.

5768970.jpg

Сделав несколько кадров, видневшихся на противоположном берегу, ворот, я направился к громыхающему двухъярусному мосту (бывш. Reichsbahnbrucke). Оригинальный мост был взорван отступающими немцами в 1945 году, но уже в 1959-60 гг. мост был полностью восстановлен и перестроен. Уникальный механизм, разворачивающий 1000-тонную махину всего за 2.5 минуты, был безвозвратно уничтожен, поэтому современный мост приобрел новый, уже вертикальный, разводной механизм, исправно работающий и по сей день.

04. Одной башни уже нет.

6746431.jpg

Стоит заметить, что здесь, недалеко от моста, на пересечении ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße) и набережной Маршала Баграмяна (бывш. Holländerbaum Straße), ранее находились еще одни ворота – Холлэндербаумские (нем. Holländerbaum Tor), которые были снесены в начале XX века.

Перейдя мост, заворачиваем налево на ул. Портовую (бывш. Friedrichsburger Straße), где, среди многочисленных складов и автоцентров, расположены, интересующие нас, Фридрихсбургские ворота (нем. Friedrichsburg Tor). Забегая вперед, скажу, что данные ворота не имеют отношения к городским воротам Кёнигсберга, так как они вели не в город, а в небольшой форт, но, тем не менее, они по-своему красивы и интересны.

05.

P0008465.jpg

Давным-давно, в 1657 году, на левом берегу Прегеля, для защиты Кёнигсберга со стороны моря, а также контроля водного пути к крепости Пиллау (совр. г. Балтийск), по приказу курфюрста бранденбургского Фридриха Вильгельма, была заложена крепость Фридрихсбург, а одноименные ворота, построенные несколько позже, выполняли пропускную функцию через защитный вал крепости.

06. Ворота полностью отреставрированы.

P0008457.jpg

Проект крепости был разработан прусским инженером и математиком Христианом Оттером (1598—1660). Ему принадлежит изобретение голландской системы постройки крепостей, которую он успешно применил и при строительстве крепости Фридрихсбург, окружив ее широким, заполненным водой рвом. Строительством крепости руководил Георг Нойманн. Первым же комендантом крепости Фридрихсбург был назначен голландский инженер-полковник Герхард фон Бельгульм.

07.

P0008419.jpg

По форме небольшая крепость напоминала правильный квадрат, с четырех сторон защищенная земляными бастионами. Внутри крепости располагались казармы, тюрьма, продовольственные и оружейные склады, таможенная служба и небольшая кирха. В 1858 году модернизированная крепость, получившая статус форта, вошла в состав Второго вального укрепления. Тогда же, по проекту Фридриха Августа Штюлера, со стороны города, к форту были пристроены кирпичные Фридрихсбургские ворота.

08.

P0008403.jpg

Ворота, поражающие своей тяжеловесностью, были построены из обожжённого клинкерного кирпича в стиле Тюдор – английском течении неоготики. Своды сквозного проезда выполнены в традиционном бочарном стиле, а казематов, расположенных по бокам ворот, в крестовом.

09. В воротах живет один из прусских котов Кёнигсберга - Калининграда.

P0008397.jpg

Если внимательно приглядеться к воротам, то мы увидим, что стены, а также сложные архитектурные украшения над въездной аркой выполнены из кирпича различного цвета и формы, что говорит о высоком мастерстве строителей XIX века. На лицевом фасаде ворот до наших дней сохранилась черная готическая надпись "Friedrichsburg" и горельеф прусского орла.

10.

P0008416.jpg

Слева и справа от арочного прохода расположены массивные круглые башни, украшенные декоративными зубцами. Необычны и интересны названия башен: "Рубин", "Жемчуг", "Алмаз" и "Смарагд (Изумруд)". Каждая башня имеет шесть круглых и четыре стрельчатых окна – бойниц.

11.

P0008418.jpg

23 августа 1910 года форт перестал быть военным объектом, и был передан управлению Имперской железной дороги. Через 10 лет бастионы были полностью разобраны, а рвы засыпаны, чтобы освободить место под железнодорожные пути товарной станции и не мешать строительству железнодорожного моста.

12. Котик, привет!

P0008400.jpg

После Великой Отечественной войны ворота были сильно повреждены и находились под угрозой сноса, однако в 1960 году они все же получили статус Памятника архитектуры, но это не спасало их от дальнейшего разрушения и бесхозности.

13. Территория ворот и Историко-культурный центр "Корабельное воскресение".

P0008463.jpg

И вот, примерно в 2011 году, наконец-то, наступил светлый период в послевоенной истории ворот. Разрушающиеся ворота взял под свое крыло Музей Мирового океана. По ФЦП "Культура" было выделено более 20 млн. рублей на реставрацию и придание воротам изначального архитектурного образа. Сложность заключается в том, что для реставрации ворот требуется особый кирпич, закупаемый в Латвии, а уже на месте из него вырезаются нужные фигурные элементы.

14. Внутри ворот.

P0008425.jpg

Директор компании ООО "Азимут-строй", выполняющей реставрацию ворот, Александр Фещенко обмолвился, что, в сравнении с Королевскими воротами, здесь дела обстоят намного сложнее, так как для многочисленных элементов требуется 46 видов разных кирпичей.

15.

P0008444.jpg

По завершению всех работ, в воротах, в рамках обширной программы Музея Мирового океана по сохранению и популяризации морского наследия России, открылся Историко-культурный центр "Корабельное воскресение". Центр посвящен истории кораблестроения и возрождению исторических судов. Именно здесь вы можете не только познакомиться с историей кораблестроения, но и принять непосредственное участие в воссоздании исторического судна.

16.

P0008450.jpg

17.

P0008456.jpg

Историко-культурный центр включает в себя два музейных комплекса, Фридрихсбургские ворота и Лодейный двор, и является одной из площадок проведения массовых праздничных мероприятий, исторических реконструкций для калининградцев и гостей города. К примеру, можете посмотреть мой интересный репортаж с фестиваля мастеров кузнечного дела "Кузнечное Воскресение".

18. Кабинет Петра I.

P0008437.jpg

19.

P0008427.jpg

В заключение рассказа о Фридрихсбургских воротах, я хочу отметить еще один интересный исторический факт. В 1697 году крепость Фридрихсбург, с целью обучения артиллерийским навыкам, под именем урядника Петра Михайлова, посетил Пётр I. А всего, русский царь посещал Кёнигсберг, аж 8 раз! Обучался Пётр I также и в Крепости Пиллау, о чем я также ранее уже подробно рассказывал.

20.

P0008447.jpg

21.

P0008452.jpg

22.

P0008438.jpg

23.

P0008441.jpg

Бранденбургский полковник фон Штернфельд, выступивший в роли учителя, дал высокую оценку своему ученику. По возвращении в Москву Петр I получил аттестат, в котором говорилось: "Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника".

24.

P0008422.jpg

Продолжение следует…

-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в Facebook, ВКонтакте и Инстаграм. Буду рад всем!
-----------------
Внимание! Все текстовые и фотоматериалы, опубликованные в моем блоге / сайте защищены ГК РФ и УК РФ. Незаконное копирование, публикация и любое иное использование (как полное, так и частичное) материалов данного блога / сайта БЕЗ моего авторского разрешения ЗАПРЕЩЕНО! Нарушители попадают под административную и уголовную ответственность в виде штрафа/компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей в соответствии со статьями 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ, а также статьей 146 "Нарушение авторских и смежных прав" УК РФ. | Attention! All the text- and photo- materials published in my blog / website are protected by the law. This material MAY NOT BE published, broadcast, rewritten or redistributed in whole or part WITHOUT MY PERSONAL PERMISSION!


Posts from This Journal by “#словокалининграду” Tag

promo rumyantsevphoto september 13, 2015 18:46 71
Buy for 10 tokens
В Норвегии – стране своей мечты, я пробыл всего три дня… Достаточно ли этих дней, чтобы получить, хотя бы минимальное представление о стране, ее культуре, людях, кухне? Конечно же, нет. Но, я все же попытаюсь дать оценку Норвегии, поделиться своими впечатлениями, а также дать ряд советов людям,…

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
zlobin_aa
Dec. 9th, 2017 12:13 pm (UTC)
Кайфанул от частички морской истории, спасибо!
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 12:18 pm (UTC)
Приветствую! Еле успеваю публиковаться, работаю в бешеном темпе. Там пару дней назад выкладывал еще про плавучий маяк пост, думаю, тебе он будет интересен. А самый интересный репортаж будет завтра вечером, если успею доделать.
(no subject) - zlobin_aa - Dec. 9th, 2017 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Dec. 9th, 2017 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zlobin_aa - Dec. 9th, 2017 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Dec. 9th, 2017 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zlobin_aa - Dec. 9th, 2017 02:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - padunskiy - Dec. 12th, 2017 08:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - zlobin_aa - Dec. 12th, 2017 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - padunskiy - Dec. 13th, 2017 01:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - zlobin_aa - Dec. 13th, 2017 04:38 am (UTC) - Expand
alkopona
Dec. 9th, 2017 12:14 pm (UTC)
А вот это шикарные ворота, ну и котейка при деле.
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 12:19 pm (UTC)
Ещё парочку ворот планирую доделать сегодня-завтра. А остальные уже оставлю на будущее, скорее всего на январь.
yarowind
Dec. 9th, 2017 12:21 pm (UTC)
Очень колоритные ворота, одни из самых любимых в Калининграде.
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 12:23 pm (UTC)
А у меня они самые любимые всегда были, ещё с детства.
jjnatt
Dec. 9th, 2017 01:01 pm (UTC)
Великолепный материал, Андрей! Спасибо.
Утащу в свою копилку истории Кёнигсберга-Калининграда
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 01:09 pm (UTC)
Спасибо! Работаем над следующими воротами.
(no subject) - jjnatt - Dec. 9th, 2017 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Dec. 9th, 2017 01:24 pm (UTC) - Expand
upashi
Dec. 9th, 2017 01:50 pm (UTC)
Как же круто, что ухожены и сохранены!!!!
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 01:55 pm (UTC)
У нас почти все в идеальном состоянии. А самые крутые ворота, в музейном плане, будут завтра.
kaliningradblog
Dec. 9th, 2017 02:14 pm (UTC)
Опять я полез рассматривать старые карты :)

Оказывается, рядом с кругом Буткова-Московский находился завод Union Giesserei ( который дорожные решётки выпускал) .
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 02:21 pm (UTC)
Вот этого я не знал. Ценные сведения.
(no subject) - kaliningradblog - Dec. 9th, 2017 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Dec. 9th, 2017 02:56 pm (UTC) - Expand
livejournal
Dec. 9th, 2017 02:28 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
teufelus
Dec. 9th, 2017 03:13 pm (UTC)
Неужели, у нас иногда умеют качественно реставрировать?! О_О
приятно видеть!
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 06:54 pm (UTC)
Почти все ворота, требующие серьезной реставрации, были восстановлены с привлечением лучших российских реставраторов, в том числе и из Эрмитажа. Ну и хорошо, что сохранилось множество довоенных фото.
estelia
Dec. 9th, 2017 05:12 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно.
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 06:52 pm (UTC)
Рад, что вам понравилось.
wlad_1978
Dec. 9th, 2017 05:33 pm (UTC)
ворота рельно красивые
rumyantsevphoto
Dec. 9th, 2017 06:51 pm (UTC)
Как маленькая крепость.
Алла Смолина
Jun. 9th, 2018 08:55 am (UTC)
Здравствуйте.
Подскажите, пожалуйста, один ответ, с чем я немного запуталась.
Холландербаумовские ворота Кёнигсберга - это и есть Железнодорожные?
rumyantsevphoto
Jun. 9th, 2018 08:59 am (UTC)
Добрый день! Нет. Эти ворота были снесены в начале XX века и находились рядом с Двухъярусным мостом и одноименной станцией на другой ж/д ветке. Путаница из-за того, что и те и другие железнодорожные по типу, но разные по названию.
(no subject) - Алла Смолина - Jun. 9th, 2018 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Jun. 9th, 2018 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - Алла Смолина - Jun. 9th, 2018 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Jun. 9th, 2018 10:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - Алла Смолина - Jun. 9th, 2018 10:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - rumyantsevphoto - Jun. 9th, 2018 10:20 am (UTC) - Expand
( 41 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com