?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Летний вечер мягким покрывалом окутал засыпающий город. С каждой минутой, надоедливого и шумного автотранспорта становится всё меньше и меньше. В такие минуты хочется открыть настежь окно, наслаждаясь тишиной и свежестью, словно после прошедшего дождя. Неожиданно, вдалеке послышалось короткое и знакомое "дзиньк". Припозднившийся старый трамвайчик №5 возвращался после трудового дня в родное депо... И было в этом звуке что-то очень и очень душевное, словно весточка из далекого детства.

IMG_5245.jpg

Трамвай был очень популярен в довоенном Кёнигсберге, не исчез он и в первые послевоенные годы, превратившись для многих людей в основной вид транспорта. В 80-90х годах Калининград считался городом с очень развитой трамвайной сетью. И пускай какие-то моменты из моего детства уже слегка позабылись, я всё также отлично помню любимые трамваи №6 и №10, кольцо по улице Горького, остановку у отделения почтовой связи и любимое место у окошка…

02.

IMG_5076.jpg

Сегодня, увы, калининградский трамвай находится на грани вымирания. Местные чиновники сделали всё, чтобы это произошло. Из десяти полноценных маршрутов, сегодня чудом остался лишь один единственный - №5, да и то в основном из-за массовых возмущений горожан. Что ждет его дальше, неизвестно…

03. Трамвай, как и велосипед, экологичный вид транспорта.

IMG_5244.jpg

В "дом, где спят трамваи" я мечтал попасть уже давно. И вот, в один прекрасный день, моя мечта исполнилась – я нахожусь на проходной трамвайного депо МКП "Калининград-ГорТранс", 1929 года постройки, где нас уже ждет начальник депо Сергей Крупенич.

04.

IMG_5083.jpg

05.

IMG_5084.jpg

Небольшой экскурс в историю, обязательная техника безопасности, и вперёд на осмотр любимых трамвайчиков, параллельно слушая рассказ о сегодняшней жизни предприятия и трамвайного депо, в частности, с уникальной, можно сказать советской атмосферой.

06. Начальник трамвайного депо МКП "Калининград-ГорТранс" Сергей Крупенич.

IMG_5094.jpg

07. Трамвайное депо было построено в 1929 г.

IMG_5090.jpg

08.

IMG_5196.jpg

Сегодня здесь обитают 48 трамваев (включая технические), из которых, на единственный действующий маршрут № 5, ежедневно в будни выходят 24 трамвая, а в выходные дни – 18 единиц. В основном это чешские Tatra KT4SU. Средний возраст этих трамвайчиков 30 лет.

09.

IMG_5114.jpg

10. Так осуществляется покраска трамвая.

IMG_5113.jpg

11.

IMG_5117.jpg

В депо работает около 70 человек и квалифицированных людей ужасно не хватает. Кто сюда пойдет работать за 10-15 000 рублей? Каждый день здесь идет идёт борьба за выживание. Можно сказать, что трамвайный парк держится лишь за счет энтузиастов, слесарей с золотыми руками, многие из которых уже пенсионеры, отдавшие предприятию не один десяток лет. Запчастей не хватает, приходится что-то переставлять местами, что-то придумывать, создавать заново…

12.

IMG_5198.jpg

13.

IMG_5207.jpg

14.

IMG_5201.jpg

– Весь парк давно уже отработал свое и подлежит утилизации, говорит Крупенич, но мы не можем себе такого позволить, горожане останутся без удобного и любимого транспорта. А на новую современную технику нужны миллиарды. Таких денег, конечно же, нет и, по всей видимости не будет…

15.

IMG_5215.jpg

16.

IMG_5211.jpg

17.

IMG_5212.jpg

18.

IMG_5210.jpg

История Кёнигсбергского трамвая берет начало с 1881 года. А открытие движения первого электрического трамвая в Кёнигсберге, пришедшего на замену конке, состоялось 31 мая 1895 года. На тот момент скорость трамвая составляла всего 9 км/ч. В него можно было запрыгивать на ходу. К 1899 году в городе было уже четыре маршрута электрического трамвая, в 1902 году их стало восемь, в 1904 — одиннадцать, а к 1937 году количество трамвайных маршрутов достигло пятнадцати. Каждый маршрут имел свой цвет. Движение трамваев начиналось в шесть часов двадцать минут утра и заканчивалось в полдвенадцатого ночи.

19. Трамвай в довоенном Кёнигсберге.

old_koenig_01.jpg

После окончания войны, городской трамвай возобновил работу в рекордно короткий срок, всего через год – 7 ноября 1946 года. На маршрутах использовалось 129 восстановленных трамваев (в 1939 году в Кёнигсберге был 251 трамвай). Восстановление калининградского трамвая было объявлено народной стройкой. Вся трасса была разбита на участки и закреплена за 11 предприятиями и учреждениями города. Работы велись сразу по нескольким направлениям: разбирались завалы на дорогах, восстанавливалось путевое хозяйство, ремонтировался подвижной состав. Для эксплуатации подвижного состава в штат трамвайного треста из-за отсутствия кадров были набраны вагоновожатые, кондукторы и рабочие из числа немецкого населения, оставшегося в городе. Из 552 работников треста 494 были немцами.

20.

old_koenig_03.jpg

В 1954 году, старые кёнигсбергские трамваи уже окончательно устарели и правительство подняло вопрос о закупке новых. Но где брать вагоны с метровой колеей? В СССР такие трамваи не производились. Не перекладывать же по всему городу рельсы…

Подходящие узкоколейные вагоны марок Т-54 и В-54, были найдены в ГДР. К 1967 году в Калининграде насчитывалось уже 235 вагонов, включая спецтехнику и действовало девять маршрутов. А Калининградский трамвайный трест был переименован в Управление Калининградского трамвая.

21. Т-54

old_koenig_02_Т-54.jpg

В 1971 году управление заказывает в Чехословакии первую партию современных вагонов Tatra T4SU. Это были именно те вагоны, так врезавшиеся мне в память. Кое где они ходят и до сих пор, например, в Одессе. Увидеть их там в этом году было для меня бальзамом на сердце. Продержались Т4 примерно до середины 90х годов.

22. Tatra T4D

IMG_5187.jpg

23.

IMG_5194.jpg

24. Три поколения трамваев. Слева на право: лаборатория контактной сети на базе Tatra T4SU (1972 г.), Duewag GT6 (1963 г.) и PESA-121NaK (2012 г.).

IMG_5142.jpg

Им на смену пришли двухсекционные "гармошки" – Tatra KT4D, первые из которых появились ещё в 1987 году. Всего в Калининград из Чехословакии было поставлен 41 трамвай. Это был расцвет калининградского трамвая. Трамвайная сеть опутывала практически весь город. Доля трамвая в перевозке пассажиров всем общественным транспортом в Калининграде доходила до 70%. На линию выходило более 90 трамвайных поездов, включая двух и трех-вагонные системы, которые работали на самых напряженных городских маршрутах – 2, 4, 5, 6-м. Общий выпуск вагонов на городские маршруты доходил до 130 единиц подвижного состава.

25. Tatra KT4D.

IMG_5134.jpg

26. Gotha Т57 (1960 г.). Снегоочиститель на базе вагона Т57 был построен в Калининградском вагонзаводе в 70-х годах.

IMG_5125.jpg

27.

IMG_5120.jpg

В 1995-м году в Германии были закуплены два б/у трамвая марки "Дюваг" (нем. Duewag GT6), производства Дюссельдорфского вагоностроительного завода (1963 г.), работавшие до этого времени в городе Мангейм (нем. Mannheim). Правда, проработали в качестве пассажирских вагонов на маршруте №6 они не долго, всего два года, до 23 декабря 1998 г. Максимальная скорость этой модели составляла 50 км/ч.

28. Duewag GT6 (1965 г.)

P0008643.jpg

29.

P0008645.jpg

30.

IMG_5231.jpg

Все последующие годы вагоны простояли в трамвайном депо неисправными, пока им не подарили вторую жизнь в 2012 году, сделав один из них экскурсионным трамваем, а второй музейным экспонатом. Сейчас точно не вспомню, но вроде бы второй вагон оживить не представляется возможным из-за какой-то серьезной поломки и отсутствия на них запчастей.

31. Приборная панель действующего экскурсионного Duewag GT6 (1963 г.)

IMG_5132.jpg

32.

IMG_5131.jpg

33.

IMG_5225.jpg

Последнее обновление трамвайного парка в Калининграде, и тоже старыми чехословацкими вагонами Татра Т-4 из Германии, было проведено в 1998-1999 гг. Начиная с 1999 года и по 2012 год обновления подвижного состава в трамвайном депо не производилось.

34.

IMG_5237.jpg

35.

IMG_5146.jpg

Наконец, в 2012 году, впервые за последние 13 лет, город подарил жителям современный низкопольный трамвай PESA-121NaK, польского производства, с 12 бортовыми компьютерами, кондиционером и приспособленный для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Новинка обошлась бюджету в огромные 60 млн. рублей. Администрация Калининграда на каждом углу рапортовала, что вскоре город обзаведется еще парой десятков таких вагонов и трамвай будет возрожден. Но этим словам так и не суждено было сбыться. К слову, после грянувшего кризиса и всевозможных санкций, сегодня такой трамвай обойдется городу уже в 2-3 раза дороже.

36. Duewag GT6 и современный PESA-121NaK.

IMG_5143.jpg

37.

IMG_5119.jpg

Песа вышла на линию 28 декабря 2012 года и сразу полюбилась горожанам. Некоторые по часу ждали ее на остановках, только чтобы прокатиться именно на ней. На предприятии ГорТранса все также были в восторге от нового трамвая и его качественной работы без всяких поломок. Другим горожанам она не понравилась из-за маленького количества сидячих мест и отсутствия стилистической гармонии с улицами города.

38.

IMG_0124.jpg

39.

IMG_5153.jpg

40.

IMG_7905.jpg

41.

IMG_7919.jpg

В следующем 2013 году власти продолжили поиск поставщика новых трамваев для Калининграда и присмотрелись к украинскому предприятию "Электротранс", выпускающему для Львова качественные низкопольные трамваи с применением немецких технологий, ничем не хуже польской PESA. Однако последующие политические события 2014 года оборвали и эту возможность.

42. Кабина PESA-121NaK.

IMG_5161.jpg

43.

IMG_5166.jpg

С тех пор всё пошло по накатанной вниз. Несмотря на то, что мэр Калининграда Александр Ярошук, на собрании, посвященном 120-летию городского трамвая в 2015 году, пообещал сохранить трамвай в Калининграде, власти делают всё возможное, чтобы его ликвидировать окончательно. Под предлогом дорожных работ, снимаются рельсы и уже не возвращаются назад, застраиваются участки бывших трамвайных линий… По слухам, всё делается в угоду местным депутатам, имеющим в собственности автобусные фирмы и сети маршрутных такси.

44.

IMG_5167.jpg

К сожалению, будущий 2018 год с ЧМ по футболу, на который многие возлагали большие надежды, не принесет хороших новостей. Новых трамваев в городе не появится, в отличие от автобусов, закупаемых в больших количествах… Удастся ли сохранить единственный оставшийся маршрут №5 и сколько проживут последние "рогатые" старички, покажет лишь время… Государство теряет самую старую трамвайную систему на территории страны с уникальной метровой колеей… Однако, походу это мало, кого волнует…

45.

IMG_5235.jpg

-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в Facebook, ВКонтакте и Инстаграм. Буду рад всем!
-----------------
Внимание! Все текстовые и фотоматериалы, опубликованные в моем блоге / сайте защищены ГК РФ и УК РФ. Незаконное копирование, публикация и любое иное использование (как полное, так и частичное) материалов данного блога / сайта БЕЗ моего авторского разрешения ЗАПРЕЩЕНО! Нарушители попадают под административную и уголовную ответственность в виде штрафа/компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей в соответствии со статьями 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ, а также статьей 146 "Нарушение авторских и смежных прав" УК РФ. | Attention! All the text- and photo- materials published in my blog / website are protected by the law. This material MAY NOT BE published, broadcast, rewritten or redistributed in whole or part WITHOUT MY PERSONAL PERMISSION!


Posts from This Journal by “#словокалининграду” Tag

promo rumyantsevphoto דצמבר 22, 14:27 3
Buy for 500 tokens
Сегодня у меня общий обзор 14-го пресс-тура для представителей российских СМИ в братскую Республику Беларусь, для тех, кто ещё не успел подписаться на мой Telegram канал или, в силу каких-то причин, не следил за ежедневными публикациями в Instagram, Facebook и др. соцсетях. И прежде чем…

Comments

rumyantsevphoto
Dec. 5th, 2017 04:23 pm (UTC)
Спасибо большое, исправлю! А по трамваям да, беда... Ладно, можно не смотреть на Европу... это другой мир, где трамвай берегут, но ведь по России сколько трамваев и худо-бедно они не только живут, но и обновляются на современные модели. И деньги на это находятся. А что касается нестандартной колеи, не думаю, что Уральскому вагонзаводу сложно запустить отдельную линию по проекту для Калининграда. Просто это местным властям не надо, по причине, описанной мной выше.. (((

Profile

rumyantsevphoto
Андрей Румянцев
Rumyantsev Photo

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com